Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Реклама

Дети — наше будущее. И его можно исправить

К большому сожалению, в последние годы все чаще и чаще детки рождаются с различными патологиями. По данным ВОЗ, скрытые родовые травмы получают около 75% новорожденных. А число абсолютно здоровых детей, по данным Роспотребнадзора, не превышает 12%. Вместе с кандидатом медицинских наук Александром Юрьевичем Шишониным разберемся в причинах и последствиях родовых травм, влияющих на здоровье и будущее наших детей.

18 января 2022
Дети — наше будущее. И его можно исправить
Александр Юрьевич Шишонин

Кандидат медицинских наук

А что не так с детьми-то?

А.Ю.: Начну с предыстории. Еще в середине двадцатого века в Казани работал известнейший детский врач, основатель кафедры детской неврологии Александр Юрьевич Ратнер. На кафедре он лечил детей с натальными (то есть родовыми) травмами центральной нервной системы разной степени тяжести… Он опытным путем доказал, что у ребенка главенствующую роль в развитии центральной нервной системы играет кровоснабжение ствола головного мозга, который управляет развитием всего тела. То есть общее физическое и умственное развитие человека зависит от того, насколько качественно снабжается кровью ствол головного мозга. И любые, даже самые маленькие, нарушения кровотока в стволе головного мозга ведут к нарушениям развития разной степени тяжести. Это могут быть как серьезные нарушения в виде ДЦП, а могут быть скрытые, которые в начальный период жизни, пока младенец еще не говорит, не ходит, не учится, совершенно не видны, не оценены клинически и потому не устраняются. Но потом они проявятся.

С этого момента начну подробнее. Итак, у вас родился ребенок. Если он не спит по ночам, кричит, знайте — это ненормально. Это значит, что центр сна, который тоже находится в стволе головного мозга, плохо питается кровью, плохо функционирует, а ребенок, соответственно, плохо спит ночью. Ребенок должен просыпаться только для того, чтобы поесть. Поел и снова уснул — так «работает» нормальный ребенок! Если же этого нет, а педиатр младенца осмотрел и не обнаружил проблем с животиком, нет температуры, диатезов, инфекций в складках кожи, значит, остается одно — родовая травма шеи. Запомнили?

Время идет, ребенок растет, ему вешают игрушки-погремушки, чтобы познавал мир через тактильные ощущения и развивал при помощи мелкой моторики когнитивные способности. Но если нарушен кровоток шейных сегментов спинного мозга, все нервы плечевого сплетения, берущие свое начало как раз в шейных сегментах, будут работать некачественно. Мы получим так называемые вялые руки и, соответственно, искажение информации, которое приходит через пальчики в мозг. Отсюда плохое психомоторное развитие, то есть попросту задержка в развитии. Такой ребенок может начать поздно говорить. Кстати, это тоже один из тревожных признаков!

Утвердилось мнение: мол, ничего страшного, что ему уже два года, а он не говорит, мальчики якобы и должны позже начинать говорить, чем девочки… Все это глупости! Если ваш ребенок после года и двух месяцев «мама» или «папа» не говорит, если он в два года не общается с вами членораздельными предложениями, нужно бить в набат, потому как налицо отставание в развитии.

Еще один тревожный признак — кровотечения из носа. Если вы видите утром на подушке ребенка кровь, самое время встревожиться. Так проявляет себя высокое внутричерепное давление.

Дети — наше будущее. И его можно исправить

Получается, в роддоме чуть ли не всем новорождённым сворачивают шею в той или иной степени. Почему?

А.Ю.: Когда роженица попадает в роддом, перед врачом стоит сложная задача — сохранить две жизни с минимальным вредом для обеих. Но даже без перечисленных осложнений роды могут длиться часами. Соответственно, для снижения рисков акушерам нужно, чтобы ребенок был поменьше, а роды прошли побыстрее. Для этого применяют вещества, стимулирующие роды. Смотрят по УЗИ: вроде ребенок сформировался, 38 недель носит, чего ему там еще неделю сидеть…

В результате ребенок рождается с клинически невидимым недоразвитием. Кажется, ну недосидел он в утробе два-три дня или неделю, подумаешь! Но что такое для ребенка два-три дня, если вся беременность длится девять месяцев? Это все равно что для взрослого человека два-три месяца жизни: у плода все процессы идут быстрее, у него ускоренный метаболизм. Неонатолог, который наблюдает ребенка в первый месяц жизни, ничего не выявит, поскольку нету у нас школы по выявлению скрытых родовых травм. Явные — выявят, скрытые — нет. Жив? Дышит? Молоко сосет? Рефлексы на руках-ногах есть? Значит, все хорошо. Проблемы начинаются потом.

Объясните тогда, почему так происходит и как это исправить.

А.Ю.: Причины кроются в недостаточном питании этих 60 миллиардов нейронов вследствие пережатия позвоночных артерий, которые проходят через шейные позвонки. Именно это опытным путем доказал Ратнер. Но про него и его уникальную школу почти все забыли, а жаль! Дело в том, что в роддомах во время родов у младенцев часто происходят скрытые подвывихи первого, второго, третьего шейных позвонков. Официальная статистика ВОЗ говорит, что микроповреждения, то есть скрытые родовые травмы, получают до 75% малышей. За последнее время отмечается значительное снижение числа абсолютно здоровых детей — среди школьников их число не превышает 10–12%. Также происходит стремительный рост хронических заболеваний за последние десять лет во всех возрастных группах. Частота функциональных нарушений увеличилась в полтора раза; хронических болезней — в два раза. Более половины школьников 7–9 лет и 60% старшеклассников имеют хронические болезни. То есть с самого рождения у них нарушено кровоснабжение мозга. И нет такой службы в нашей системе, которая бы за этим следила. А в это время современная медицина направо и налево раздает диагнозы: СДВГ, ЗПР, ЗМР, ЗРР… Собираются конгрессы и конференции, обсуждают, как им с такой напастью бороться. Ультразвуковая диагностика шейного отдела новорождённым не проводится, да и мало кто умеет ее правильно проводить, оценивая проходимость сосудов. А ведь отсюда вытекают крайне неприятные последствия! Мне таких детей приносят и приводят. Они плохо спят, их в машине укачивает, кровь часто идет носом, не могут сосредоточиться, ничего не запоминают и потому плохо учатся, а «сделаешь» ему шею — другой ребенок! Начинает нормально учиться, усидчивый, внимательный.

Дети — наше будущее. И его можно исправить

Это влияет и на школьную успеваемость?

А.Ю.: Ни один ребенок, я считаю, не рождается на свет с плохим мозгом. Задатки мозга чрезвычайно велики, и в тупых детей я не верю. Часто слышу: мы простые люди, не сильно одаренные, и он учится у нас на тройки, ничего страшного, нормально… Да ничего подобного! Нормальный ребенок должен нормально учиться. А лень, быстрая утомляемость — признаки плохого кровоснабжения ствола головного мозга, который регулирует работу тела.

Как лечить?

А.Ю.: Для начала детальное УЗИ сосудов шеи, чтобы найти (и впоследствии устранить), где, в районе какого позвонка пережата артерия или нарушен венозный отток. Мы прописываем таким детям специализированный комплекс упражнений… Ну и работаем с шеей.

Такой подход дает прекрасный клинический эффект! Главное, чтобы родители следили за детьми и четко понимали, ради чего они это делают. Ради будущего своего ребенка, в том числе будущего социального. В мире завтрашнего дня будут востребованы умные, а на неуспевающих спроса не будет, их на заводском конвейере заменят роботы.

Получитеконсультациюспециалиста
пооказываемымуслугамивозможнымпротивопоказаниям
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения