Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Дочка впадает в истерику из-за нарушения обычного режима — это нормально?»

Детское стремление к постоянству и привычному распорядку объяснимо, но иногда может свидетельствовать о серьезных неврологических проблемах, — считает психолог.

2 ноября 20201
Ребенок не любит перемен
Источник:
Getty Images/iStockphoto

Ане, моей дочке, недавно исполнилось 2 года. Меня немного пугает ее приверженность к заведенному порядку. Перед едой, например, мы надеваем ей нагрудник. Вчера он висел не на привычном месте, на стульчике, а сох на батарее. Анюта ищет нагрудник на стульчике — нет! Старшая дочь берет его с батареи и хочет надеть Ане. А она заплакала, отобрала нагрудник у сестры и повесила на стульчик. Затем снимает нагрудник и протягивает мне — мол, надевай. И так во многом. Ей важна знакомая последовательность действий. И она с большим трудом отвыкает от всего. Например, привыкла в теплой куртке гулять и хочет продолжать ее носить, хотя уже снег давно растаял… Такая дотошность у маленького ребенка — это нормально?

Валентина, г. Самара

Наталья Наумова

детский психолог

Вашей двухлетней дочке очень важно, чтобы мир был постоянен и предсказуем, ничего не должно меняться, все вещи должны быть на своих местах и перемещать их можно только определенным однотипным образом. Ей очень сложно расставаться с вещами, привыкать к чему-то новому.

Чтобы лучше понять и прочувствовать ситуацию вашей дочки, давайте представим в похожей ситуации взрослого человека и его чувства. Предположим, вечером после работы женщина отправляется не к себе домой, а в дом своей подруги, в период ее отъезда. У подруги тихо и уютно, и есть все необходимое, но лежит все в неизвестных для женщины местах. Все надо искать, а она устала. В итоге, вероятно, она будет напряжена, недовольна и рассержена. Когда взрослый человек устал, его концентрация внимания притупляется, самоконтроль ухудшается, восприятие искажается.

Если она не устала, никуда не торопится, то в подобной ситуации с легкостью сможет адаптироваться: позвонит подруге, спокойно рассмотрит все полочки и найдет нужную вещь. Но дома, где все понятно и предсказуемо, лучше — ей больше не потребуется тратить время на поиски нужных вещей. Станет спокойно и появится возможность отдохнуть.

У малыша все эти функции слабо развиты и потому проявляется повышенная потребность в постоянстве. Тревога ухудшает способности к адаптации. Если ребенок тревожный, то потребность в ритуалах будет очень высокой.

Что может вызывать тревогу у малыша? Прежде всего, для ребенка важна мама. Если с мамой нарушена эмоциональная связь, то малыш растет с базисным недоверием к миру. В таком случае тревога будет высокой. Ее может вызывать раннее и внезапное отлучение от груди, недостаток тактильного контакта.

Кроме этого, когда ребенок находится в ситуации стресса (переезд, ссоры внутри семьи, повышенные требования от родителей, неудовлетворение потребностей ребенка), то он подвержен страхам и тревогам. В таком случае заведенный порядок успокаивает ребенка, помогает ему справиться.

Итак, Аня помнит, где и какая вещь лежит обычно. Если вещи нет, ей тревожно. Она не умеет находить нужную вещь, если та лежит не на месте. Она привыкает к вещам, и ей очень сложно сменить зимнюю куртку на весеннюю. С чем это связанно?

  • Зрение. Возможно, у девочки слабое зрение и это мешает ей быстро находить нужные вещи, повышая напряжение и раздражение. Проверьте у окулиста зрение ребенка.

  • Внимание. Ребенку может быть сложно найти вещь, потому что его внимание неустойчиво. В таком случае глазки «скачут» с одного объекта на другой. Удержание зрительного контроля и последовательное рассмотрение недоступно. В таком случае, покажите ребенку, где может быть ее нагрудник, если он мокрый, грязный и т.д. Тренируйте глазки малышки. Учите ребенка удерживать внимание на предмете, медленно перемещая его перед ее глазами.

  • Страх потери. Девочке может казаться, что ее любимая вещь исчезнет, перестанет принадлежать ей. Часто так бывает в случае, когда ребенок боится разлучаться с мамой. Малышу может казаться, что мама исчезла и больше не вернется никогда. Очень полезно играть в игру «Ку-ку». Мама закрывает ладонями лицо, убирает ручки и говорит «ку-ку». Затем мама прячет лицо за пеленочкой, заходит за угол и выходит вновь. Так же и с любимой вещью играем. И помогаем ребенку понять, что люди и вещи не исчезают, и даже, когда мы их не видим, они, все равно, есть и к нам вернуться. Понимание ситуации даст ребенку спокойствие.

  • Повышенная тревожность. Окружите девочку вниманием и заботой, обнимайте, гладьте, целуйте малышку и хвалите ее. Придерживайтесь четкого режима дня. Он снимет напряжение и уменьшит тревогу.

Описанный вами спектр проблем может быть вызван стрессовым фактором и временной дезадаптацией, возрастной особенностью развития ребенка. Но иногда это может быть проявлением заболевания (неврологического или психиатрического). Очень важна ранняя и точная диагностика.

Больше полезных и интересных материалов о детской психологии — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения