Почти 90% родителей иногда, порой незаметно для себя, совершают одни и те же промашки — просто потому, что очень любят своих детей и хотят как лучше.
Игорь и Татьяна Новокриницкие, эксперты по двигательному и сенсорному развитию детей с рождения до 3-х лет, авторы образовательного проекта «Малышовый фитнес» объясняют, какие ошибки родители совершают в развитии двигательных функций ребенка.
Ошибка № 1: Чрезмерная опека
Представьте: ваш трехмесячный ребенок вдруг перекатился на живот, и… ручка застряла под грудью! Первый порыв — быстренько освободить! И это абсолютно понятно. Но иногда лучше чуть-чуть подождать и мягко помочь малышу самому справиться, например, нежно покачивая его за таз, чтобы он смог перераспределить вес и высвободить ручку.
Почему это важно?
Для малыша каждый такой маленький успех — это огромный шаг! Он чувствует: «Я смог!». Это укрепляет его уверенность в себе и подталкивает к новым открытиям. Если же мы всегда делаем за него, мозгу не нужно строить новые «мостики» (нейронные связи) для решения задач. Может появиться ощущение, что «без мамы/папы я не справлюсь».
Что делать? Дышим!
Прежде чем помочь, задайте себе вопрос: «А может, он САМ?». Дайте шанс попробовать, будьте рядом, подбадривайте взглядом или словом, но не спешите «спасать». Конечно, если речь о безопасности — действуем мгновенно! Во всем остальном — вера в силы ребенка творит чудеса!
Ошибка № 2: Избыток развивашек
Ох, как знакомо чувство: «Надо постоянно его чем-то занимать, развлекать, развивать! Иначе он отстанет!» И вот мы уже усталые «аниматоры», а ребенок… иногда просто смотрит в потолок. И это совершенно нормально и даже необходимо!
Для ребенка моменты «ничегонеделания» — не просто отдых. Это его личное время для «мечтаний», осмысления впечатлений, созерцания мира. Это основа будущего умения самому себя занять и творчески мыслить.
Часто эти моменты можно наблюдать у младенца сразу после пробуждения — он смотрит на люстру, и что-то сам себе мурлычет под нос, не суетится, не торопится быстрее ползли, не требует внимания взрослых.
Что делать? Расслабьтесь! Создайте безопасное пространство вокруг (уберите опасные предметы), положите 1-2 интересных (но не электронных!) игрушки в зоне досягаемости отойдите в сторонку. Позвольте малышу просто быть. Попили кофе, понаблюдали за его самостоятельной «работой» — вот и развитие, и отдых для вас!
Ошибка № 3: Нарушение последовательности этапов моторного развития
Как же хочется поскорее увидеть успехи своего ребенка! И вот мы уже ставим малыша на ножки (хотя он только-только научился лежать на животе, еще и не ползает как следует), или усаживаем в подушки (когда он сам не садится).
Стоп! Природа мудра: каждый этап (лежание на животе, перевороты, ползание) — важен и служит фундаментом для последующего.
Если ребенок научился лежать на животике, то ближайшая зона его развития — это поочередная опора на локти, вращение вокруг своей оси, а не сидение в подушках.
Каждый этап развития важен, ребенку важно пройти его и получить необходимый двигательный опыт. Перенос веса тела на локтях — это залог симметричной ходьбы, ползание по-пластунски — это тренировка множества мелких мышц, развитие гибкости и координации.
Прыгая на ножках или садясь раньше времени, ребенок пропускает предыдущие ключевые этапы. Это может привести к снижению ловкости, баланса, координации, слабости мышц корпуса, и даже повлиять на будущие навыки чтения и письма. Мозг не успевает «прошить» нужные связи.
Что делать?
Не торопите! Лучшее, что вы можете сделать — это время на полу! Пусть малыш осваивает мир «на своем уровне»: тянется, перекатывается, учится отталкиваться. Не сажайте и не ставьте, пока он сам не сделает это уверенно. Поверьте, ползающий ребенок — это зрелище не менее захватывающее, чем шагающий!
Ошибка № 4: Отказ от кормления из бутылочки на руках (актуально для ИВ)
Если малыш на искусственном вскармливании, то велик соблазн дать ему бутылочку в шезлонге или вообще приучить его к самообслуживанию — пусть держит ее сам. Кажется, так удобнее и «самостоятельнее». Но кормление — это не только еда!
Когда вы держите малыша на руках во время кормления из бутылочки, происходит магия контакта: тепло вашего тела, крепкие объятия, ваш запах, нежные прикосновения, ваш спокойный голос. Это целый поток любви и безопасности, который питает не только тело, но и душу, закладывая основу крепкой привязанности и доверия к миру.
Что делать? Кормите на руках и обнимайтесь! Особенно в первые полгода, старайтесь каждое кормление превращать в момент близости. Устройтесь поудобнее, прижмите малыша к себе, смотрите ему в глаза, говорите ласковые слова. Пусть бутылочка будет лишь поводом для вашего теплого общения.
Ошибка № 5: Злоупотребление удерживающими девайсами
Автокресло (необходимо!), шезлонг (ну очень удобно!), коляска (без нее никуда!), стульчик для кормления (спасибо создателям!). Проблема не в самих устройствах, а в их бесконтрольном использовании, в том, что в сумме ребенок может провести в них почти весь день!
Тело младенца создано для движения и исследования! Свободное время на полу (пусть сначала 2-5 минут, но несколько раз в день) — это жизненно важно. Только так он учится владеть своим телом: тянуться, переворачиваться, ползать, вставать. Каждое новое движение — это взрыв новых нейронных связей в мозге. Ограничение движения замедляет не только физическое, но и умственное, эмоциональное и сенсорное развитие.
Что делать? Давайте малышу возможность самостоятельного движения! Старайтесь, чтобы общее время в «контейнерах» (автокресло, шезлонг, коляска, стульчик) не превышало 2-3 часов в день (кроме необходимых поездок в автокресле). После 40 минут подряд в них разомните ребенка, дайте свободу движений. Пол — лучший развивающий девайс! И бесплатно! Пусть там будет интересно и безопасно.