Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Эти 5 ошибок в развитии младенца делают 90% родителей

Как их избежать — рассказывают эксперты

7 июля 2025
Эти 5 ошибок в развитии младенца делают 90% родителей | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Почти 90% родителей иногда, порой незаметно для себя, совершают одни и те же промашки — просто потому, что очень любят своих детей и хотят как лучше.

Игорь и Татьяна Новокриницкие, эксперты по двигательному и сенсорному развитию детей с рождения до 3-х лет, авторы образовательного проекта «Малышовый фитнес» объясняют, какие ошибки родители совершают в развитии двигательных функций ребенка.

Фельдшер, детский массажист

Эксперт по двигательному развитию младенцев, детский массажист, инструктор лечебной физкультуры, сертифицированный специалист по Бобат-терапии

Педагог

Эксперт по сенсомоторному и когнитивному развитию, а также телесно-эмоциональному контакту с детьми

Ошибка № 1: Чрезмерная опека

Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Представьте: ваш трехмесячный ребенок вдруг перекатился на живот, и… ручка застряла под грудью! Первый порыв — быстренько освободить! И это абсолютно понятно. Но иногда лучше чуть-чуть подождать и мягко помочь малышу самому справиться, например, нежно покачивая его за таз, чтобы он смог перераспределить вес и высвободить ручку.

Почему это важно?

Для малыша каждый такой маленький успех — это огромный шаг! Он чувствует: «Я смог!». Это укрепляет его уверенность в себе и подталкивает к новым открытиям. Если же мы всегда делаем за него, мозгу не нужно строить новые «мостики» (нейронные связи) для решения задач. Может появиться ощущение, что «без мамы/папы я не справлюсь».

Что делать? Дышим!

Прежде чем помочь, задайте себе вопрос: «А может, он САМ?». Дайте шанс попробовать, будьте рядом, подбадривайте взглядом или словом, но не спешите «спасать». Конечно, если речь о безопасности — действуем мгновенно! Во всем остальном — вера в силы ребенка творит чудеса!

Ошибка № 2: Избыток развивашек

Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Ох, как знакомо чувство: «Надо постоянно его чем-то занимать, развлекать, развивать! Иначе он отстанет!» И вот мы уже усталые «аниматоры», а ребенок… иногда просто смотрит в потолок. И это совершенно нормально и даже необходимо!

Для ребенка моменты «ничегонеделания» — не просто отдых. Это его личное время для «мечтаний», осмысления впечатлений, созерцания мира. Это основа будущего умения самому себя занять и творчески мыслить.

Часто эти моменты можно наблюдать у младенца сразу после пробуждения — он смотрит на люстру, и что-то сам себе мурлычет под нос, не суетится, не торопится быстрее ползли, не требует внимания взрослых.

Что делать? Расслабьтесь! Создайте безопасное пространство вокруг (уберите опасные предметы), положите 1-2 интересных (но не электронных!) игрушки в зоне досягаемости отойдите в сторонку. Позвольте малышу просто быть. Попили кофе, понаблюдали за его самостоятельной «работой» — вот и развитие, и отдых для вас!

Ошибка № 3: Нарушение последовательности этапов моторного развития

Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Как же хочется поскорее увидеть успехи своего ребенка! И вот мы уже ставим малыша на ножки (хотя он только-только научился лежать на животе, еще и не ползает как следует), или усаживаем в подушки (когда он сам не садится).

Стоп! Природа мудра: каждый этап (лежание на животе, перевороты, ползание) — важен и служит фундаментом для последующего.

Если ребенок научился лежать на животике, то ближайшая зона его развития — это поочередная опора на локти, вращение вокруг своей оси, а не сидение в подушках.

Каждый этап развития важен, ребенку важно пройти его и получить необходимый двигательный опыт. Перенос веса тела на локтях — это залог симметричной ходьбы, ползание по-пластунски — это тренировка множества мелких мышц, развитие гибкости и координации.

Прыгая на ножках или садясь раньше времени, ребенок пропускает предыдущие ключевые этапы. Это может привести к снижению ловкости, баланса, координации, слабости мышц корпуса, и даже повлиять на будущие навыки чтения и письма. Мозг не успевает «прошить» нужные связи.

Что делать?

Не торопите! Лучшее, что вы можете сделать — это время на полу! Пусть малыш осваивает мир «на своем уровне»: тянется, перекатывается, учится отталкиваться. Не сажайте и не ставьте, пока он сам не сделает это уверенно. Поверьте, ползающий ребенок — это зрелище не менее захватывающее, чем шагающий!

Ошибка № 4: Отказ от кормления из бутылочки на руках (актуально для ИВ)

Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Если малыш на искусственном вскармливании, то велик соблазн дать ему бутылочку в шезлонге или вообще приучить его к самообслуживанию — пусть держит ее сам. Кажется, так удобнее и «самостоятельнее». Но кормление — это не только еда!

Когда вы держите малыша на руках во время кормления из бутылочки, происходит магия контакта: тепло вашего тела, крепкие объятия, ваш запах, нежные прикосновения, ваш спокойный голос. Это целый поток любви и безопасности, который питает не только тело, но и душу, закладывая основу крепкой привязанности и доверия к миру.

Что делать? Кормите на руках и обнимайтесь! Особенно в первые полгода, старайтесь каждое кормление превращать в момент близости. Устройтесь поудобнее, прижмите малыша к себе, смотрите ему в глаза, говорите ласковые слова. Пусть бутылочка будет лишь поводом для вашего теплого общения.

Ошибка № 5: Злоупотребление удерживающими девайсами

Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Автокресло (необходимо!), шезлонг (ну очень удобно!), коляска (без нее никуда!), стульчик для кормления (спасибо создателям!). Проблема не в самих устройствах, а в их бесконтрольном использовании, в том, что в сумме ребенок может провести в них почти весь день!

Тело младенца создано для движения и исследования! Свободное время на полу (пусть сначала 2-5 минут, но несколько раз в день) — это жизненно важно. Только так он учится владеть своим телом: тянуться, переворачиваться, ползать, вставать. Каждое новое движение — это взрыв новых нейронных связей в мозге. Ограничение движения замедляет не только физическое, но и умственное, эмоциональное и сенсорное развитие.

Что делать? Давайте малышу возможность самостоятельного движения! Старайтесь, чтобы общее время в «контейнерах» (автокресло, шезлонг, коляска, стульчик) не превышало 2-3 часов в день (кроме необходимых поездок в автокресле). После 40 минут подряд в них разомните ребенка, дайте свободу движений. Пол — лучший развивающий девайс! И бесплатно! Пусть там будет интересно и безопасно.

Развивающий коврик

Развивающий коврик
Реклама. ООО "Яндекс"
Подписываясь на рассылку вы принимаете условияпользовательского соглашения
На информационном ресурсе применяются cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете свое согласие на их использование.