Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Гаджетомания: как вернуть ребенка в офлайн

Рассказываем, как найти общий язык с ребенком и при чем здесь гаджеты

6 октября 2023
Гаджетомания: как вернуть ребенка в офлайн
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Для поколения Альфа, детей, родившихся в 2010 году и позже, интернет-пространство — естественная среда обитания. Социализацию там они проходят настолько же активно, как и в обычной жизни.

То, с какой легкостью дети погружаются в мир стримов и социальных сетей, настораживает взрослых. Почему гаджеты стали предметом непрерывной родительской тревоги, насколько она обоснована и можно ли обойтись без смартфонов и планшетов — разбираемся вместе с проектом «Родительский университет».

Побочные эффекты

Екатерина Мурашова, семейный и возрастной психолог, писатель и преподаватель, так говорит о нормах использования гаджетов детьми в своей лекции для «Родительского университета»: «Любые нормативы — полчаса, час в день — это просто спекуляция. Нет никаких данных о том, сколько времени полезно сидеть в телефоне, а сколько — вредно. Реальный повод для беспокойства — если ребенку неинтересны подвижные игры и конструкторы, а вместо этого он полдня держит в руке смартфон».

Ребенку (да и взрослому) сложно контролировать, сколько времени он проводит перед экраном планшета. Как отмечает исследователь медиапотребления и онлайн-поведения Кристиан Монтаг в своей книге «Новые боги», представители «поколения смартфонов» (им сегодня от 14 до 35 лет) проводят с телефоном в среднем 2,5 часа в сутки — и эта статистика растет, в том числе в более младших возрастных группах.

Играет ли ребенок в игру или общается в чате с одноклассником, если сюжет или тема дискуссии захватывает — оторваться невозможно. Физическая подготовка и внешность не важны в этой сфере социализации. Напротив, пространство безопасно, а правила просты.

Гаджетомания: как вернуть ребенка в офлайн
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Современные дети вовсе не пассивные пользователи гаджетов, они активно участвуют в создании контента и даже получают от этого выгоду. Например, отрывок композиции тогда еще 14-летнего певца Вани Дмитриенко «Венера — Юпитер» изначально выстрелил в соцсетях, и только после этого был записан полноценный трек, который принес мальчику известность и карьерные перспективы. А блог 13-летней новосибирской девочки Миланы Хаметовой увидел и поддержал рэпер DAVA, и теперь она зарабатывает не только на контенте, но и на собственном бренде детской одежды, а также записывает песни. Для родителя же такая среда — это целое поле, где его ребенок общается, реализуется и что-то узнает о мире вне его контроля.

Парадокс состоит в том, что в ряде случаев родители покупают ребенку первые гаджеты, чтобы снизить собственную тревожность — знать, где и с кем сын или дочь проводит время. Однако пару лет спустя именно смартфон, планшет или умные часы становится источником беспокойства, и родитель начинает контролировать, запрещать и ограничивать их использование. Получается замкнутый круг.

Если ваш ребенок слишком много времени проводит с гаджетами и вы беспокоитесь за его физическое здоровье (например, потенциальную близорукость), прочитайте статью, в которой врачи дают советы, как пользоваться разными устройствами без вреда для себя.

В числе наиболее тревожных мыслей чаще всего звучит беспокойство за зрение, отказ от подвижного образа жизни и лишний вес, а также отвержение классического чтения. Последнее, впрочем, редко практикуют и сами родители, но свято верят в необходимость именно такого подхода к образованию и воспитанию. Ценность этой идеи связана с их личным, понятным и предсказуемым опытом: раньше именно чтение было мерилом интеллигентности и образованности.

Сегодня список черт и навыков, свидетельствующих об образованности, уже намного длиннее: в него вошли креативность, эмоциональный интеллект, умение добывать и обрабатывать информацию, а также вести беседу (в том числе цифровую).

Ирина Белобородова

«Гаджеты стали неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому необходимо показать детям, что они могут принести и пользу, и вред. И это нормально».

«Ребенок, который видит гаджеты в руках родителей и окружающих с раннего возраста, естественно, заинтересуется новым для него предметом, который так увлекает взрослых. И, конечно, желая подражать, ребенок начинает требовательно тянуть к гаджетам свои ручки. И дальше от родителей зависит, как и при каких условиях будет происходить знакомство ребенка с контентом внутри гаджета, какие игры и какую информацию он увидит, в каких объемах будет доступен гаджет.

Важно учитывать, какие правила и ограничения существуют в доме относительно гаджетов изначально и каков баланс между их использованием и живым общением в семье, совместным чтением и другими занимательными активностями, которые вы предлагаете ребенку.

Конечно, сложно конкурировать с техникой, но даже общение с ней можно превратить в совместное исследование. Современные музеи отлично сочетают мультимедийные интерактивные и традиционные аналоговые вариации экспонатов. Можно заинтересовать ребенка теми активностями в планшете, которые несут развивающий потенциал. Например, красочными интерактивными энциклопедиями, в которых можно послушать звуки животных, птиц и увидеть кусочки их жизни в роликах, или программами, которые позволяют создавать своих персонажей, оживлять их, придумывать серии историй про них.

Программы родительского контроля позволяют настраивать приемлемый для ребенка контент, ограждая от остального интернета на первых этапах. Но чем старше ребенок, тем честнее должны быть беседы с ним о технологиях, неприемлемом контенте, который может напугать и вызвать много вопросов.

И здесь главное — оставаться открытым для ребенка и быть готовым обсудить в том числе неприятный опыт. Таким образом, мы помогаем ребенку разобраться с этим большим неосязаемым миром технологий и выстроить свои критерии, какую информацию стоит потреблять. Это такой же процесс познания и исследования, как в случае с другими правилами безопасности, которым мы обучаем детей в течение жизни. И если раньше мы делали упор на правилах безопасности на улице, в общественных местах и общении с незнакомцами, то теперь просто добавилась еще одна сфера, в которой стоит быть внимательным и осторожным. И так же, как мы не можем раз и навсегда победить всю преступность в мире, мы не сможем спрятать ребенка от технологий. Лучше дать ему работающую инструкцию, как грамотно с ними обращаться».

Есть контакт

Гаджеты — это только инструмент, который можно использовать для достижения очень разных целей. Творчество, общение, обучение, финансы и даже ранний старт в профессии — все зависит от того, какой спектр возможностей ребенок видит в использовании умных технологий. Широту этих взглядов во многом определяет родитель.

Например, можно вспомнить такие полезные для ребенка ресурсы:

  • онлайн-платформа «Анимация и Я» — место, где каждый может научиться создавать мультфильмы онлайн;

  • «Код будущего», в рамках которого школьников обучают языкам программирования и учат делать свои цифровые проекты;

  • «Играемся» — детский портал развивающих компьютерных игр;

  • проект «Я сдам ЕГЭ», который помогает старшеклассникам прокачать себя в решении сложных заданий;

  • «Смотри.Учись» — онлайн-лекции на самые разные темы: от лепки из глины до астрономии.

Список может быть буквально бесконечным — достаточно немного поискать, чтобы расширить его самостоятельно!

Жесткие правила и контроль в отношении гаджетов и не только ведут к их нарушению. Ребенок адаптируется к реальности через нарушение запретов и пытается избежать наказания, не говоря об этом правды.

Гаджеты и диджитал-пространство могут стать сферой общих интересов ребенка и родителя. По крайней мере одной из таких сфер — именно в хорошем контакте рождается доверие и желание поделиться новым опытом, обсудить яркие впечатления от игры или видео. Говорить о том, что вам тоже бывает сложно не сидеть в соцсетях, — важно. Делиться тем, как удается не делать это часами напролет, — еще лучше.

Если удается говорить с ребенком на одном языке, ваши аргументы в пользу умеренного использования гаджетов кажутся более обоснованными и сильными.

Когда, помимо планшета и смартфона, вы вместе с ребенком играете в футбол, печете торт или играете на пианино в четыре руки, возвращать его в офлайн не потребуется — баланс выстроится сам собой.

Гаджетомания: как вернуть ребенка в офлайн
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

«Безусловно, родителей могут раздражать глупые, бессмысленные ролики, неоднозначный контент в интернете и социальных сетях, — уточняет детский психолог. — Они могут не понимать смысла многих игр и сетевых развлечений, а ведь именно туда и тянет школьников.

Но часто мы забываем, что и сами проходили эти этапы, когда смеялись над ерундой, дурачились, нелепо выглядели, за что родители нередко нас отчитывали. Но в нашем детстве не было интернета, который сохранил бы доказательства этой незрелости и детскости, а сейчас у детей появляется возможность без разбора загружать свое творчество в интернет.

И здесь снова вы можете стать проводником и помощником в реализации идей ребенка в приемлемом формате: направить, подсказать, что приемлемо выкладывать, а что — лучше оставить для приватного просмотра, поделиться своим детским опытом, вместе поискать действительно интересные сайты и приложения. Но важно также оставить за ребенком право поиграть в то, что нравится ему и, скорее всего, его друзьям на данном этапе. Ведь знание подобного контента, как ни крути, является частью социализации ребенка и влияет на его включенность в значимые для него социальные группы.

Многие дети признаются, что смотрят определенные мультики и ролики, чтобы не отставать от одноклассников и быть в теме. Все мы прошли этот непростой этап подражания и желания влиться в компанию. Здесь опять же можете делиться с ребенком своим опытом не в рамках нравоучений, а с искренним желанием понять и поддержать его, помочь постепенно выбирать то, что откликается именно ему, а не идти за толпой».

Другая искренность

Современные родители живут офлайн, а онлайн демонстрируют свое другое Я — социально одобряемую персону. Все потому, что первое измерение было изначально, а второе пришлось осваивать уже в сознательном возрасте. Только люди с таким опытом могут в условиях засилья цифровых технологий на полном серьезе рассматривать для своих детей отказ от них и различные варианты аскезы.

Гаджетомания: как вернуть ребенка в офлайн
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Для детей цифровое пространство не так сильно отличается от реального, такой жесткой границы между онлайн- и офлайн-жизнью не существует. Именно поэтому они проявляются почти одинаково и там, и там. Искренность, с которой молодые люди говорят о сложном опыте общения с родителями, отвержения сверстниками и восприятия внешности в Сети, даже выше, чем в обычной жизни: правила игры в социальных сетях для них выглядят более понятными и предсказуемыми, а пространство — безопасным. В реальной жизни не так просто отправить обидчика в бан.

Когда родитель увидит в диджитал-пространстве не только источник тревоги, но и поле для реализации и полноценной социализации, лед тронется.

Ирина Белобородова

«В работе с родителями я всегда советую присмотреться к контенту, который любит ребенок. Постараться подойти к нему без осуждения и возмущения, с позиции исследователя, которому искренне интересно, какие ценности и смыслы видит детская группа в том или ином мультфильме, игре, ролике».

«На психологических группах с подростками я периодически прошу их рассказать о любимых персонажах, играх, книгах и о том, чем они их так привлекают. И с удивлением нахожу, что качества тех же персонажей аниме, которые выделяют дети, мало чем отличаются от особенностей героев книг, которые читали мы в детстве. Да, антураж, сюжетная линия могут отличаться за счет специфики жанра, но герои бывают очень даже интересными: они так же дружат, любят, геройствуют, ошибаются, как и персонажи других произведений.

И я всегда предлагаю родителям взять и прочитать или хотя бы пролистать книги, которые интересуют ребенка, и попытаться найти в них нечто интересное и для себя. Пусть даже вы предпочитаете читать совсем другую литературу. Безусловно, из-за тревоги и желания уберечь ребенка родителям бывает сложно встать в безоценочную позицию к его увлечениям.

Но это получается сделать у меня, когда я работаю с группами детей. И каждый раз я приятно удивляюсь тому, какие истории и сюжеты трогают их и как увлекательно может протекать обсуждение этого контента. И так как технологии явно не планируют останавливаться в развитии, а GPT-чаты уже ворвались в нашу реальность, у современных родителей не остается шансов уйти от знакомства со всеми сторонами этого прогресса. И если вовремя подхватить действительно полезные и увлекательные идеи, можно успеть увлечь ими ребенка до того, как он найдет нечто, что вас смутит. Хотя, безусловно, и такой опыт предстоит пройти каждому».

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения