Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Как меняется институт семьи и брака?

Семья – подвижная система. На нее влияет и государство, и общество, и экономика. Как семейные ценности и методы воспитания изменились за прошедшие 20 лет, мы спросили у психолога и социолога.

4 апреля 2018

Новая версия

Комментирует Анна Крайнова, семейный психолог:

«Сегодня многим из нас приходится балансировать между двумя противоположными тенденциями. С одной стороны, мы все испытываем потребность в привязанности и близости. С другой, растет разобщенность и социальная изоляция. Благодаря соцсетям круг наших знакомых существенно расширяется, но само общение становится более поверхностным, «виртуальным» и приобретает новые характеристики. Нам важно не только свободно высказывать свое мнение, но и получать одобрение в виде лайков. Инициировать знакомство стало проще, как и закончить общение. В результате в реальной жизни нам уже сложнее находить компромиссы и преодолевать трудности. По этой причине брак становится менее устойчивым. Вернее, его традиционная версия, потому что на смену ей приходят новые формы партнерских союзов, которые 20 лет назад общество не понимало и не принимало. Раньше неузаконенные отношения осуждались, на матерей-одиночек смотрели косо, а развод воспринимался как нечто непоправимое. Сегодня этим уже никого не удивить. Брак может быть не только официальным, гражданским или гостевым, но и открытым, когда оба партнера по обоюдному согласию заводят многочисленные связи на стороне. На первый взгляд тенденция намечается нерадужная: крепких семей становится все меньше, разводов все больше, причем вторые и третьи браки тоже бывают недолговечны. Однако у новоиспеченного права на «активные поиски» тоже есть свои преимущества. Это во времена наших бабушек и мам было принято мучиться и терпеть. Супруги очень редко проговаривали проблемы вслух, а тема секса и тем более сексуальной неудовлетворенности и вовсе были под жестким запретом. Люди, рожденные в 80‒90 годы, уже не боятся уходить от токсичных партнеров и не хотят мириться с пагубными привычками, разрушающими брак. Они стремятся найти человека, с которым будет по-настоящему хорошо и рядом с которым можно оставаться самим собой. Отсюда берется и их готовность работать над отношениями. Обсуждение того, что чувствует партнер, какие потребности имеет, к чему стремится и чего ждет, становится нормой.

столько мнений!

В советскую эпоху родители руководствовались общепринятыми нормами и растили детей как под копирку. Сейчас в мире столько информации, столько разнообразия и столько возможностей, что, не найдя своей индивидуальности, мы рискуем раствориться как личность и потерять себя. По этой причине современные родители чувствуют острую необходимость искать свой собственный, уникальный метод воспитания.


Но, несмотря на это, брак на глазах теряет свою ценность. Раньше он давал те возможности, которые по-другому получить было нельзя. Мужчине гарантировал дополнительные статусные преимущества и ароматный борщ на столе, женщине – шанс стать матерью, а им обоим – как минимум регулярный секс, который вне брака осуждался. Сейчас все эти бонусы мы можем получить без печати в паспорте. И даже мощный стимул сохранить семью и жить вместе «только ради ребенка» перестал работать. Мы наблюдаем совершенно новую тенденцию: вступая в очередной брак, родители стремятся сохранить дружеские отношения и все чаще начинают общаться семьями. Раньше на отцов, которые поддерживали связь с детьми от первого брака, смотрели как на перебежчиков. Это было не принято. В наши дни такое поведение называется «цивилизованным подходом» и всячески поощряется.


Есть и сплачивающие тенденции. Правда, они не такие позитивные, какими могут показаться на первый взгляд. На современную семью действует очень много стрессовых факторов, а в трудные времена партнеры всегда сплачиваются. Выживать проще коллективно, тем более что кризис в нашей стране продолжается. Взять хотя бы тот факт, что раньше молодые супруги часто жили с родителями, а сейчас они предпочитают либо снимать квартиру, либо брать ипотеку. Чтобы расплатиться с взятыми на себя финансовыми обязательствами, приходится закрывать глаза на многие вещи и руководствоваться не чувствами, а скорее разумом.

Что говорит статистика?

◗ В 2013 году мужчины чаще всего вступали в брак в возрасте 25 лет, а женщины – в 24 года. Сегодня средний возраст уже 25–29 лет. ◗ Сейчас в моде двухдетные семьи. За такую модель воспроизведения голосуют и мужчины, и женщины. ◗ Между первым и вторым ребенком сократился временной интервал. Сейчас он в среднем составляет 4 года. ◗ 60% браков распадаются. ◗ После развода почти треть женщин не стремятся официально оформлять отношения, даже если новая пара ждет малыша. ◗ Вне брака в России сейчас рождается около 24% детей. В 2012 году этот показатель равнялся 44%, причем первенцев среди них было 60%. Но в среднем показатель в 25–40% считается нормой для развитых стран. Меньше всего детей вне брака рождается в Японии: только 2%.

Источник: www.hse.ru/demo/kdemo

В вопросах воспитания тоже наблюдаются кардинальные перемены. Для наших бабушек и мам главной задачей было накормить ребенка, одеть и обуть, то есть удовлетворить физиологические потребности. Если им нужен был совет, они читали Спока, но в целом придерживались авторитарного стиля в воспитании. При этом часто в эмоциональном плане не откликались на потребности ребенка. Современные родители более демократичны и чутки. Им хочется понять, что происходит с ребенком, что он чувствует, что ему нравится. При этом они стремятся быть идеальными родителями, поэтому сильно переживают по поводу того, справляются ли они со своей ролью.
Трудности возникают еще и потому, что наше общество приобретает нарциссические черты. Когда поощряются всевозможные достижения и стремление быть успешным, нам становится сложнее любить детей просто так. Многие имеют завышенные требования к себе и непомерные ожидания от ребенка».

Ответственные родители

Рассказывает Мария Озерова, кандидат социологических наук, основатель исследовательской компании Sreda:

«Все мы считаем себя современными родителями, и с этим утверждением трудно поспорить. Живем ведь мы в одну эпоху. Правда, одни и те же проблемы решаем по-разному. Одни из нас идут в ногу со временем, отказываются от ненужных догм и сворачивают с проторенных троп. Другие боятся перемен, не любят экспериментировать и ищут опору в установках прошлого века. В этом смысле отличия между нами есть, и их можно изучать с научной точки зрения. Так в Фонде общественного мнения и родилась идея придумать проект «Новые родители», который стал частью глобального социологического исследования «Люди-21». Цель – нарисовать портрет самых продвинутых наших современников, которые действительно отличаются от большинства. Их немного. Например, по нашим оценкам, родителей «новой формации» примерно 13‒15%. Концентрируются они в основном в крупных городах.
Сегодня воспитывать детей приходится в совершенно новых условиях. За последние 15‒20 лет социальная роль родителей – комплекс ожиданий, которые к нам предъявляет общество, ‒ сильно изменилась. Прежде всего, как отмечает Катерина Поливанова из Центра исследований современного детства, «родительство перестало быть естественным». Раньше в воспитании детей участвовала вся семья. Нашим бабушкам и мамам было предельно ясно, что делать с ребенком, потому что правила были для всех одинаковыми. А еще потому, что семьи были большими. В 25 лет почти каждая женщина имела опыт общения с младенцами, будь то ее братья или племянники. Сегодня даже в 35 лет таких навыков может не быть. После рождения малыша «новые родители» записываются на курсы, читают книги известных психологов, изу­чают статьи в интернете. То есть получают необходимые знания не от старшего поколения и не из круга близких родственников, а из внешних источников. Мы видим, что индустрия «техподдержки» для новоиспеченных мам и пап сегодня процветает.

Как меняется институт семьи и брака?


Важные перемены коснулись и самого процесса воспитания: теперь это целе­направленный акт. Нам приходится с самого начала решить, какими родителями мы хотим стать. При этом каждый из нас выбирает свой путь. Это касается абсолютно любых аспектов воспитания и ухода за ребенком. Доказательства лежат на поверхности. Вспомните, каким жарким становится спор, когда вы с подругами начинаете обсуждать насущные вопросы: делать прививки или нет, водить кроху на развивающие занятия или нет, отдавать в сад или нанять няню. Раньше такие темы дискуссий не вызывали. У родителей было объективно гораздо меньше вариантов для маневра. Существенную роль в воспитании играли госучреждения: детские сады, школы, поликлиники. Педагоги и врачи придерживались единых и однозначных взглядов. А современным родителям фактически приходится нести единоличную ответственность за своих детей, поэтому тревогу они испытывают колоссальную. Понятно же, что именно они будут в ответе за каждое свое решение.Проблема в том, что результат заранее предвидеть невозможно. Чего стоит только выбор школы! В советское и постперестроечное время система образования была более единообразной. Сегодня вариантов масса: можно выбрать государственную школу или частную, организовать обучение на дому или он-лайн, наняв репетиторов. Чтобы воспользоваться новыми возможностями, обо всех этих альтернативах нужно вовремя узнать, критически их оценить и выбрать тот единственный вариант, который ребенку подойдет больше всего. И как раз «новые» родители такие расследования проводить готовы, потому что хотят сделать осознанный выбор. Они понимают, что образование бывает разным и ответственность за ребенка в этом отношении лежит полностью на семье, а не на государстве.

ответственность родителей за судьбу ребенка повысилась, и это прекрасно чувствуют директора школ. Мамы и папы все чаще задают вопросы, которые раньше считались неудобными. Они отслеживают ошибки учителей, требуют отчета, предлагают нестандартные варианты решения возникающих проблем.


Параллельно меняется и роль матери. Сейчас мы становимся свидетелями пересмотра гендерного контракта. В нем отражаются общественные представления о том, что полагается делать мужчине, а что женщине во всех сферах жизни. Так вот, сейчас у тех родителей, которые стоят в авангарде, граница между ролью отца и ролью матери размывается. Сфера услуг, СМИ и маркетинг эту тенденцию только укрепляют. Взять хотя бы ­рекламу детских товаров. Она с завидным постоянством поддерживает образ «нового» папы, который способен не только подгузник поменять, но и накормить ребенка и даже вылечить его от простуды. Пусть медленно, но мода на отцовство в России появляется. Это связано с тем, что современные женщины стремятся реализовать себя за пределами семьи. Не обязательно в профессии. Это может быть любимое хобби или спорт. Многим женщинам важна и работа, и саморазвитие. При этом отказываться от роли мамы они совсем не хотят. Учитывая, что забота о ребенке и самореализация требуют времени и эмоциональной отдачи, приходится совмещать обе ипостаси. Как? Проводить свободное время вместе с детьми и брать их с собой всюду, где для них есть специальные условия. А они создаются повсеместно. Это комнаты матери и ребенка, игровые пространства с аниматором, семейные отели. Сейчас малышей можно спокойно брать и в кафе, и в крупный торговый центр, и в спортклуб, и даже на горнолыжный курорт. Раньше родители тоже брали детей и на лыжи, и в походы. Отличие нашего поколения в том, что мы требуем грамотно продуманной инфраструктуры, которая снимает бытовые неудобства и экономит драгоценное время. А еще у нас есть желание организовывать совместный досуг с развивающим или обучающим уклоном. Отсюда и мода на семейные мастер-классы и познавательные курсы. И, безусловно, при таких запросах домашнее хозяйство любая «продвинутая» мама тоже ведет иначе. Чтобы высвободить на себя и на общение с ребенком больше времени, она превращается в «менеджера быта»: покупает посудомоечную машину, нанимает домохозяйку, заказывает готовую еду или продукты через интернет».

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения