Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Как подготовить ребенка к школе

Дмитрий Тюттерин, главный редактор журнала «Дошкольное образование», является также куратором детского блока Московского международного Салона образования, который проходит в Москве 15-18 апреля 2015 года.

17 апреля 20151
Как подготовить ребенка к школе

Дмитрий Тюттерин ответил на вопросы «Счастливых родителей».

- Скоро лето, а за ним — новый школьный год. Многие дети впервые пойдут в школу, столкнутся с незнакомым для них миром знаний и взаимоотношений. Как подготовить ребенка к новому миру, начиная заранее — с лета, например?

- Всю подготовку со стороны можно разделить на два больших блока: здоровье и мотивация. Знания и навыки лучше оставить на усмотрение профессиональных педагогов. Что касается здоровья, тут список мер простой и понятный: закаливание, укрепление иммунитета, подгон собственного режима под режим школы (особенно — утренний подъем). Что касается мотивации, то тут никто, кроме родителей, не справится. Необходимо говорить с ребенком про школу, рассказывать, что интересного его ждет, какие были у вас впечатления. Всех нас пугает неизвестность, поэтому чем полнее будут представления ребенка о том, что его ждет в школе, тем спокойнее (а значит — продуктивнее) он будет. Тем меньше его ждет разочарований.

- Отдавать ребенка в лагерь перед школой или не стоит?

- Даже для взрослого «лето — это маленькая жизнь», чего уж говорить о ребенке. Поэтому если речь идет об июне-начале июля, ребенка можно отправить в лагерь (при условии, что это не станет для него серьезным стрессом, все дети разные). Что же касается конца июля и августа — лучше посвятить их более спокойному отдыху и постепенным сборам в школу.

- Каким должно быть лето будущего первоклассника: нужно тренироваться и готовиться к школьной нагрузке или лучше расслабиться и запастись энергией перед напряженным годом?

- Одно не мешает другому. Часто ребенка при приеме в школу берут с некоторым «домашним заданием» на лето. Например, потренироваться в чтении или «поставить» тот или иной звук. Если у родителей хватает терпения и такта проводить регулярные тренировки усидчивости и развивать навыки без нервов и стресса для всех участников процесса — честь им и хвала. И неважно, каков будет конечный результат — иногда сам процесс обучения дает столько пользы, что и не перечесть. Правда если без нервов все же не получается — то лучше вообще ничего не делать и расслабиться. Вреда от таких занятий будет куда как больше, чем пользы.

- Как донести до ребенка суть учения и привить желание идти в школу?

- Суть учения следует доносить простыми словами, описывая простые конкретные процессы, которые будут происходить непосредственно первого сентября и на неделе после. Любое иное будущее сейчас туманно и заглядывать в него смысла нет. А желание ходить в школу можно привить только через положительно окрашенный фон всего, что связано со школой. Если вы нервничаете на вступительном собеседовании, ругаетесь, выбирая портфель, или недобрым словом при ребенке поминаете собственные школьные годы — все это говорит ребенку о школе больше, чем все ваши истории.

Как подготовить ребенка к школе

- К чему должен быть готов, что должен уметь современный первоклассник, готовый к школе?

- Он должен быть достаточно развит физиологически, у него должны быть сформированы определенные социальные навыки: он должен уметь слушать, понимать сказанное, реагировать, выстраивать последовательность своих действий и так далее. Есть большие списки качеств, к которым дошкольник должен стремиться, списки эти называются «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования». Это не секретный документ, он есть в сети. Важно понимать, что все прописанные там нормы имеют рекомендательный характер. Дошкольный возраст — это еще тот период, когда много зависит не от воли участников процесса, но от прихотей природы и скорости развития процессов в организме дошкольника. А она у каждого своя.

- Чего не стоит делать родителям?

- Не стоит давать волю негативным чувствам: страху за ребенка, ожиданию его неуспешности, гневу и прочим. Это неконструктивно и только путает и пугает ребенка. Не стоит делать самостоятельных выводов о состоянии готовности ребенка к школе. Если специалист, который вынес суждение о степени готовности ребенка к школе, кажется вам некомпетентным — обратитесь к другому специалисту. Мнение бабушки не может считаться мнением специалиста, даже если бабушка всю жизнь проработала учителем начальных классов. Бабушки необъективны, в этом и заключается их сила.

- По каким показателям родитель может самостоятельно продиагностировать готовность к школе его ребенка?

- Родитель не может самостоятельно сделать выводы о готовности ребенка к школе. Причин тому множество, например то, что одной из ключевых характеристик готовности является умение услышать и понять инструкцию от малознакомого человека, коим является учительница. Часто родители сердятся на детей, которые во время собеседования при приеме в школу забывают ответы на самые очевидные вопросы. Все дело в том, что очень знакомый вопрос, но несколько по иному сформулированный и сказанный иным тоном, может поставить ребенка в тупик. Но для учителя важен не сам факт знания ребенком какой-то очевидной информации, а то, как хорошо они в дальнейшем смогут коммуницировать. Так, скажем, задавая ребенку прочитать текст, хороший учитель смотрит не столько на количество знаков в минуту, сколько на усидчивость, умение концентрироваться на поставленной задаче и многие другие факторы.

- Как снять тревожность перед первым днем и школой у детей, которые тяжело привыкают к новым обстоятельствам?

- В первую очередь — разговором и поддержкой — даже если вам кажется, что какие-то вещи слишком очевидны, чтобы их произносить (например — что вы любите ребенка и гордитесь его успехами) — их все равно стоит произносить. Поддержать можно искренним участием и заботой. Не нервным переживанием, но ласковым вниманием, настойчивым настолько, насколько это требуется самому ребенку. Возможностью и доступностью отдыха. В том числе, если это необходимо, правом ребенка побыть одному. Отсутствием стресса и новых обстоятельств в других сферах жизни. Если внимательно относиться к ребенку и его словам — он вам сам скажет, какая именно поддержка ему нужна.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения