Обо всех преимуществах и особенностях обучения детей театральному искусству нам рассказал художественный руководитель ДМТЮА (Детского музыкального театра юного актера), заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист РФ Александр Федоров.

художественный руководитель ДМТЮА Александр Федоров
художественный руководитель ДМТЮА Александр Федоров
Фото
Пресс-служба

— Как возникла идея создания Детского музыкального театра юного актера?

— Идея родилась давно. Наверно, истоки желания работы с детьми нужно искать в моем детстве. Так получилось, что маленьким я много времени провел на больничной койке. И вот там с нами занималась женщина, по-видимому, педагог. Ее направили в больницу работать с ребятами, которые по два-три месяца не могли посещать школу.

Она занималась с нами учебной программой, но кроме этого, читала нам книги, рассказывала истории, стихи, пела песни. Наверное, оттуда такое уважение к детям передалось и мне. И я понял на каком-то подсознательном уровне, что это очень важно и нужно. Ведь нас называли не «детишки», а «дети», относились к нам с большим уважением и вниманием.

Перед тем, как театр навсегда стал частью моей жизни, я хотел работать учителем литературы. Это было моей детской мечтой. Что, наверно, сродни профессии режиссера. Во многом это родственные профессии.

Как поможет в будущем ребенку обучение актерскому мастерству
Фото
Пресс-служба

Ну, а если говорить, почему именно детский театр, то это судьба. Потому что никуда от судьбы не уйдешь и что тебе написано на роду — то и получаешь. Я ведь несколько раз хотел уйти из театра, которым я руковожу. Хотелось делать, как сейчас говорят, «нетленку» — крупные спектакли со взрослыми актерами. Ведь не обо всем с детьми можно говорить в театре и не все темы поднимать.

Но один очень умный человек, мой большой друг Сергей Казарновский как-то сказал: «Знаешь, какая штука? Людей, которые успешно занимаются со взрослыми актерами, очень много. А вот тех, кто понимают язык детей и, самое главное, кого дети понимают, — их невероятно мало. Так что не занимайся ерундой, иди к детям и работай с ними».

Я воспринял это, как наказ моего старшего товарища. И вот до сих пор занимаюсь с детьми.  

В каком возрасте ребенку стоит пойти на обучение театральному мастерству?

— Это очень индивидуальная история. Но я могу сказать, что театральное воспитание ребенка должно начинаться с самого раннего детства. И первыми режиссерами должны быть родители, бабушки и дедушки.

В 3 годика я купил своей дочери куклы на пальчики, с помощью которых мы могли создавать наш домашний кукольный театр.

Сначала я показывал спектакли со своей мамой, а потом и сама Маша стала участвовать.

Как поможет в будущем ребенку обучение актерскому мастерству
Фото
Пресс-служба

А вот ходить в театры нужно с 4-5 лет. И при этом быть очень осторожными — выбирать спектакли по возрасту. Первые спектакли для детей — это сказки, и не очень долгие. У нас в театре мы все время «воюем» с родителями, которые приводят 5-летних «очень развитых», по их словам, детей на спектакль с возрастным ограничением 12+.

Для них это слишком длинные спектакли, где могут быть сцены, которые способны не просто напугать ребенка, но и навсегда отбить его желание посещать театр. Нужно быть в этом очень осторожными. Поэтому повторяю, что самое первое начальное воспитание ребенка — это домашний театр. Это всегда интересно и ребенку и родителю. И развивает это не только ребенка, но и взрослых. Они тоже начинают творчески думать, творчески жить, а потому это полезно вдвойне.

Как поможет в будущем ребенку обучение актерскому мастерству
Фото
Пресс-служба

Какими качествами должен обладать ребенок, который хочет играть в театре?

— Фантазией. Ребенок должен любить фантазировать. Он должен быть активным, общительным. Знаете, есть такое желание «встать на табуретку и рассказать стих». Если ребенок любит поработать на публику, значит, в нем есть «актерское начало». Если он фантазер, с интересом работает со своими игрушками. Не просто крутит, вертит и ломает, а разговаривает с ними. Если для него кукла — это партнер, что-то живое, какое-то существо, с которым он общается, значит, в ребенке есть то самое «актерское начало».

Но, вместе с тем, театр оказывает очень серьезное благотворное влияние на так называемых «зажатых» детей, которые не любят общаться со сверстниками или вообще с людьми.

Когда такой ребенок попадает в хороший театральный коллектив с умными педагогами и режиссерами, то театр благотворно действует на такого ребенка. Он привыкает к коллективу, к коллективному творчеству, к тому, что его слушают и слышат. Это очень важно. Не только, чтобы ребенок слышал и слушал взрослого, своих партнеров, но и чтобы слушали и слышали и его.

Как поможет в будущем ребенку обучение актерскому мастерству
Фото
Пресс-служба

— Стоит ли приводить ребенка на обучение театральному искусству, если он не хочет — боится, стесняется?

— Конечно, стоит! Если ребенок не хочет играть в театр, не хочет общаться с коллективом — это не очень верно. Ребенок должен быть социализирован. И здесь родители должны в какой-то момент настоять. Хотя, в приказном порядке делать ничего нельзя. Нужно, конечно, попытаться сделать все тонко и с любовью.

С другой стороны, существует иная природа творчества. Если ребенок, например, художник, то ему не так важно общение в момент творчества. Ему важен предмет творчества: холст, бумага, карандаши и краски. Для него важно общение с этими предметами. И это совершенно иная область творчества. То же самое касается исполнительского искусства, хоть здесь, конечно важен и зритель. Когда ты вместе с инструментом — ты для кого-то играешь, и кто-то тебя слушает. Это сродни актерству. А вот, например, сочинительство — это сродни художнику.

Мне в момент творчества не нужны люди. И ребенку в такой момент творчества люди не нужны. Ему важны атмосфера, фантазия, образы, которые возникают в его голове. Эти образы рождаются от комфортной и интересной жизни в его семье, от того, что окружает его. Окружают ли его книги, истории, хорошие фильмы, хорошие мультфильмы, важные и теплые разговоры с его родными людьми. Тогда для маленького художника или писателя наступает момент творчества, и в этот момент ему не нужны люди вокруг него.

И то, что в его душе идет в первую очередь от семьи, от его повседневной жизни, от интересности этой жизни. Чем она более интересна этому ребенку, тем интереснее его творчество. Поэтому заставлять таких детей через силу идти в театральный кружок или в театральную студию, чтобы они через силу там чем-то занимались, наверное, не стоит. Хотя и социализировать ребенка тоже очень важно. 

- Как меняется ребенок после того, как он начинает учиться театральному мастерству?

Как поможет в будущем ребенку обучение актерскому мастерству
Фото
Пресс-служба

— Очень сильно меняется! Ребенок привыкает к общению, а это самое главное. Особенно сегодня, когда дети все больше общаются с гаджетами. Это, к сожалению, заменяет живое, творческое общение, заменяет живую фантазию.

Когда ребенок с удовольствием начинает посещать театральную студию или театральный кружок, то он поневоле проникается самым главным для театра — общением. Театр — это искусство живого общения. Общения с партнером, с материалом, со зрителем и режиссером. Ребенок становится более общительным, соответственно, более свободным.

В театре ребенок начинает видеть второй план, то что скрыто за словом, понимает, какие мысли за этим словом стоят. Это, конечно, расширяет психику, делает ее богаче и интереснее. Это учит ребенка видеть не плоско, а объемно. В этом плане сложно преуменьшить полезность театра.

Может ли обучение театральному мастерству повлиять на дальнейшую жизнь ребенка, его самореализацию?

— Работа в театральном коллективе меняет жизнь ребенка не только внутри театрального коллектива, но, самое главное, вне него. Огромный опыт работы с детьми в театре позволяет мне с уверенностью сказать, что дети, которые успешно занимаются в театре — не просто успешны в школе, но становятся творческими центрами в школе. Я имею в виду именно хорошие школы с хорошими учителями.

Эти дети начинаю заниматься художественной самодеятельностью, они организовывают классные вечера, активно участвуют в школьной жизни. Вообще, театр очень развивает творческую жизнь ребенка и вне театра. И главное, то самое искусство общения, о котором я говорил ранее, облегчает ребенку в дальнейшем вход в любой новый коллектив, умение интересно объяснить просьбу, интересно поставить задачу. Опять же, это неплоскосное виденье.

Театр — это всегда умение услышать, увидеть и узнать персонажа, чем он есть на самом деле, чем он виден на первый взгляд. Такие люди часто становятся руководителями коллективов, им легче работать в коллективе, легче увлечь своих будущих коллег и партнеров. Могу с уверенность говорить об этом, глядя на выпускников нашей театральной школы.

Как поможет в будущем ребенку обучение актерскому мастерству
Фото
Пресс-служба

Если родители не хотят, чтобы ребенок связывал свою жизнь со сценой, стоит ли приводить его на обучение для общего развития?

— Я уверен, что не должно быть конфликтов интересов между родителями и ребенком. Как я могу советовать некой семье, если она не хочет, чтобы ребенок занимался театром, чтобы она вела ребенка именно в театр. Это внутреннее дело семьи. Все зависит от ребенка, от степени его развития и степени его увлеченности, фантазийности, общительности и необходимости играть в театре. Играть в такую игру, которая называется театром.

Конечно, театральные занятия для ребенка должны быть в первую очередь некой игрой, фантазией, переменой предлагаемых обстоятельств, умением меняться в зависимости от предлагаемых обстоятельств. Но если родители не хотят, как можно настаивать? Это, в первую очередь, внутренне дело семьи. 

Вы разработали уникальную методику театрального воспитания юных актеров. В чем состоит особенность методики?

— Если честно, то самая главная особенность методики — не считать детей «детками». Нужно относиться к ним очень серьезно, как к личностям, у каждой из которых есть свои особенности. Главный секрет в уважении. Нельзя относиться к ребенку, как к какому-то недоразвитому человеку или недоразвитому взрослому. У нас, к сожалению, присутствует такое мнение, что ребенок — это некий недоразвитый взрослый. Вот подрастет, тогда другое дело. Но это совершенно неправильная позиция.

Ребенок — это важная и серьезная личность. И относиться к нему нужно именно так. Поэтому занятия у меня в театре строятся очень серьезно. Мы серьезно занимаемся понятием, что такое конфликт, что такое событие, что такое предлагаемое обстоятельство — совершенно профессиональные театральные понятия. Но, в то же время, наверно самый главный секрет, это сочетание вот такого серьезного подхода и игры.

Я должен открывать какие-то вещи вместе с ними. Сам должен стать на некоторое время ребенком в плане отношения к миру, к чему-то новому. Каждый момент того, чем мы занимаемся — мне интересен, так же, как и ребенку.

Если я смогу возбудить в себе такой интерес, значит и ребенку будет интересно. Нужно настроить себя на открытие. На такое же открытие, на которое настроен ребенок.

И еще кое-что. Нет ничего закрепленного в занятиях, в методиках. Сегодня это одни дети, а завтра другие. Поколения меняются очень быстро, и нужно быстро уметь «пристраиваться» к тем или иным детям. Желание и интерес пристроиться к каждому новому ребенку — это секрет нашего успеха. Дети просто мне верят.

Как поможет в будущем ребенку обучение актерскому мастерству
Фото
Пресс-служба

Какие перспективы есть у учеников вашего театра в потенциальной актерской карьере?

— Одна из перспектив — ребята успешно поступают в театральные вузы. Потому что они научены и понимают, что такое театр. Поэтому многие мастера театральных курсов с удовольствием берут выпускников театра именно потому, что ребята знают, что такое театральная дисциплина и театральное общение. И наши выпускники часто становятся центрами курса. Это было не раз, и продолжается до сих пор.

Выпускники нашего театра становятся очень знаковыми студентами на тех или иных курсах. Так было и на курсе МХАТа, которым руководил Кирилл Серебренников, куда поступило сразу восемь наших выпускников. Тогда они стали основой своего курса, а впоследствии, работали и продолжают работать в Гоголь-центре.

Также было на курсе Нины Дворжецкой, куда поступили две наших девочки, и они заняли очень серьезное место на это курсе, став его лидерами.

Ученики нашего театра могут успешнее других поступать в театральные вузы. Что же касается дальнейшего их пути, то они сталкиваются с коллегами и даже с соперниками, и тут уже все зависит от силы характера, от судьбы, от случая и от индивидуальных особенностей курса. От их взросления, в конце концов. Одно дело, когда они заканчивают театр. Им 17-18 лет. Другое дело, когда они приходят во взрослую учебную жизнь, и выходят из нее, когда им 21-22 года. Поэтому, конечно, там уже важен Его Величество случай.

Как поможет в будущем ребенку обучение актерскому мастерству
Фото
Пресс-служба

— Что бы вы посоветовали родителям, желающим привести ребенка на обучение в детский театр?

Вы должны увидеть, что ваш ребенок склонен к фантазии, к общению, он хочет этого общения. Если он, как я уже говорил, работает в режиме диалога со своими куклами, с игрушками. Это значит, что он сам выстраивает диалог, а не монолог. Он выстраивает какие-то сцены, придумывает какие-то сценарии с участием своего партнера — своей любимой игрушки. Тогда вы понимаете, что ребенка можно отдать в театр.

Театр поможет ему взрастить и преумножить то, что в нем заложено. Или наоборот, если вы понимаете, что ребенку нужна социализация, он замкнут в себе и ему нужен из этого выход. Здесь театр может сыграть именно лечебную роль. Попробуйте тогда поместить ребенка в театральную среду, и посмотрите, поможет ли это ему.