Не так давно в социальных сетях завирусился ролик с сыном телеведущей Розы Сябитовой. В нем Денис, отвечая на вопрос Ильи Соболева о том, какой возраст девушек ему нравится больше, отвечает: «Я сам решу».
Нелогичность ответа, который Денис к тому же повторил несколько раз, понравилась пользователям Сети, да так, что с этим звуком было выпущено уже более 10 000 роликов. Даже сама Роза Сябитова сняла пародию на собственного сына, в чем ей помог певец Стас Костюшкин.
Отношения Розы Сябитовой и ее детей часто становятся темой для обсуждения. «Главная сваха страны» никогда не скрывала, что вмешивается в личную жизнь детей, а также не боится в лицо говорить все, что думает. С этим не поспоришь — все зрители передачи «Давай поженимся» не раз становились свидетелями прямолинейности Сябитовой. Однако, казалось, что к собственным детям ведущая должна относиться немного снисходительнее.
Тем не менее, каждое появление Дениса вместе с матерью доказывает, что это не так. Роза всегда впереди, она всегда права, она уверена в себе и за словом в карман не лезет, в то время как ее сын периодически теряется во время интервью, не способен ответить на вопросы ведущих и полностью зависит от мнения мамы.
При этом Роза заботится о сыне — или, скорее, «душит» своей заботой. Недавно Денис с матерью снялись в шоу «Сокровища императора», где каждый мог наблюдать за тем, как Роза командует сыном, которому, на минуточку, недавно исполнилось 36 лет. Женщина не считается с мнением Дениса, легко обесценивает его чувства и при этом ждет, что он всегда будет заглядывать ей в рот и делать то, что она скажет. И он делает — потому что по-другому не умеет.
В психологии такой феномен носит название «кастрирующая мать». Это женщина, в которой так много тревоги, что она, вместо того, чтобы позволить ребенку расти и развиваться, делает все для того, чтобы он никогда и никуда от нее не делся. Дети таких матерей обычно живут с ними до старости, не имеют семьи — а Денис все еще не женат, несмотря даже на то, что он принимал участие в маминой передаче «Давай поженимся» — и не умеют нести ответственность. В жизни таких детей есть только мама.
По мнению психотерапевта Марины Гринвальд, единственный способ для такого мужчины сепарироваться — это найти женщину, похожую на мать. Но вероятность такого развития событий невысока — такая мать не допустит появления конкурентки. Более подробно о феномене «кастрирующей матери» и о том, с какими трудностями сталкиваются ее повзрослевшие дети, читайте ниже.
Кастрирующая мать — это ненаучный термин, хотя он и отсылает к психоанализу. Под кастрирующей имеется ввиду гиперопека, невозможность ребенку проявлять самостоятельность и в целом подмена ключевых ролей в семье. В итоге такой симбиоз деструктивности приводит к тому, что ребенок вырастает с искаженной ролевой моделью и сломанной самоидентичностью, неспособный брать на себя ответственность.
Признаки того, что у мужчины была «кастрирующая мать»
низкая самооценка;
неуверенность в себе;
зависимость от мнения матери;
страх самостоятельности;
сложности в построении взаимоотношений с противоположным полом и людьми в целом.
Корень проблемы кастрирующих матерей выделил британский психоаналитик Дональд Винникотт в своей работе «Маленькие дети и их матери»: стремление к идеальности становится началом искажения, которое в перспективе может привести к тому, что женщина становится «кастрирующей матерью».
По Винникотту, искажения происходят в трех областях объектных отношений, которые формируются между родителем и ребенком, истинным и ложным «Я», а также между игрой и реальностью.
Отношения между родителями и младенцем.
К примеру, если мать в попытке заменить отца, занимает мужскую — главенствующую роль в семье — в психике ребенка формируется ложное представление о женских и мужских ролях.Истинное «Я» и Ложное «Я».
Если мать навязывает ребенку то, какой он, не давая ему возможности самореализоваться и раскрыть потенциал, происходит формирование ложного «Я». К примеру, фразы: «Тебе жарко» или «Тебе не больно», не будучи вопросительными, навязывают ребенку то, что он на самом деле не испытывает.
Фразы: «Мама лучше знает»; «Маме виднее»; «Мама так сказала, значит, так и есть» — атрофируют у ребенка критическое и самостоятельное мышление. Сама идея сепарации становится невозможной — у ребенка появляется устойчивое ощущение того, что без мамы ему не выжить. Только она знает, как правильно.Игра и Реальность.
Фразы подмены и оценка чувств и действий ребенка — верные спонсоры подмены реальности. «Тебе не страшно»; «Потеря не стоит твоих слез» и так далее, несмотря на ситуативную объективность, надламывают в ребенке представления о том, где начинается реальность и заканчивается игра.
К примеру, для трехлетки, потеря только что найденной палки на улице — это реально драма, которую он переживает во всем объеме и глубине человеческих страданий. Таким образом формируется его психика и нейронные связи. Если обесценивать и не давать ему прожить эмоции, он начнет играть во взрослую реальность и «быть взрослым» не будучи им. Именно отсюда появляются дети, которые никогда не были маленькими — игра во взрослость перетекает с ними во взрослую жизнь, где взрослая реальность началась, но игра в нее не закончилась. Таким образом рождается инфантилизм и ряд проблем, которые можно наблюдать у современного человека.
Дети кастрирующих матерей во взрослой жизни
Взрослые кастрированные дети выдают себя во взрослой жизни «правилом трех НЕ»:
Несамостоятельность.
Непонимание собственных потребностей.
Неуверенность.
Из этого трио, по мере взросления рождаются десятки, а то и сотни новых «неумений», обязательных для взрослого человека, но не присутствующих в детях кастрирующих матерей. К примеру, часто можно наблюдать ситуацию, где взрослый мужчина везде ходит с мамой. Или мужчин, чьи матери публично их обесценивают или высмеивают.
Лучший сценарий у таких не повзрослевших мальчиков — найти супругу, подобную матери. Как правило, этого не случается, так как кастрирующая мать всегда на страже и следит за тем, чтобы у нее не было никаких соперниц. Но все же возможны случаи, когда роль кастрирующей матери занимает жена.
Кастрирующую мать взрослого ребенка легко заметить — обычно это женщина, которая токсично отзывается о своем сыне. Фразы, безошибочно выдающие кастрирующую мать:
«Да что он может?».
«Да кто его спрашивает?».
«Этот, мой? Не смешите меня!».
«Жду, когда уже женится, но видимо, не дождусь в этой жизни».
«Что он вообще из себя представляет!».
Это происходит из-за того, что изначально ребенок развивался в мире искажений, созданных матерью. Он не может быть самостоятельным, так как с рождения его учили быть зависимым. Он не понимает чужих потребностей, так как у него не сформировались собственные. Он не знает, чего хочет — с рождения ему навязывалось лишь то, что хочет его мама и то, что она считает правильным. Уверенность в себе не могла сформироваться потому, что была привита модель базового недоверия к миру и себе самому. Человек твердо убежден, что доверять можно только маме.
В здоровой реальности мама, чей сын приходит с жалобой на издевательства и обзывательства, начнет учить сына защищать себя, мыслить шире, исправлять то, что вызывает негатив в его адрес у окружающих. К примеру, научит его самостоятельно вытирать сопельки, попу, завязывать шнурки и прочие базовые проявления детской самостоятельности.
В кастрирующей реальности — мать вытрет сопельки, натянет носочки, надетые под сандалики, повыше, заправит маечку в трусики, подтянет штанишки под грудную клетку и отправит обратно, сообщив, что кругом злые завистники.
К 25-30-45-65 годам этот сценарий не изменится. Перед обществом будет стоять тот самый дяденька в странных сандалиях поверх носков, с нелепо натянутыми под горло штанами и потерянным взглядом.
К слову, и сама мать к тому моменту его начнет презирать и ненавидеть, так как взращивая кастрированного мальчика, она мечтала получить настоящего мужчину по образу американских боевиков, а получила отражение ее многолетних деяний. Постыдное подтверждение ее неидеальности. Улика, которая выдает ее и обличает. По этой причине матери начинают публично высмеивать, унижать и оскорблять своих детей, как бы отделяя себя таким поведением от деяния собственных рук.