А.Ю. СДВГ — уже из названия становится ясно, каковы симптомы и беды болезни — нет усидчивости, дети не могут сосредоточиться на учёбе, внимание рассеяно, успеваемость низкая, а стало быть, в будущем низкая социальная успешность, высокий риск асоциальных проявлений со всеми вытекающими… Такие дети и сами психуют, и весь класс заводят. А ещё у них происходит смена маниакально-депрессивных состояний. Маниакальность — это когда у ребёнка очень хорошее настроение, он возбуждён, носится как угорелый. А потом вдруг срывается в депрессию, сидит, смотрит в одну точку, ничего не хочет, никого не видит. Понятно, что такой ребёнок не может нормально учиться, нормально усваивать материал, общаться. Нигде в научной литературе, ни в каких источниках я не видел, чтобы речь шла о причинах — почему ребёнок так себя ведет? Но при этом везде идёт речь о методах лечения!.. А что же вы лечите-то? Синдром? Получается, ничего вы не лечите, вы просто заметаете мусор под ковёр — убираете симптомы. Рвёте листья, а не корни. А может морочите родителям голову?
И как же сегодня врачи лечат плохое поведение и перепады в настроении?
А.Ю. Есть два способа. Первый — когнитивно-поведенческая терапия. Она получила все возможные обоснования с точки зрения науки и статистика подтвердила эффективность этого метода. Это действительно хороший метод! Он представляет собой активный диалог с разными игровыми элементами между терапевтом и пациентом. Но это очень дорогой метод, как любая психотерапия, причём детская психотерапия дороже взрослой, потому что в разы сложнее.
Второй способ традиционный — медикаментозный. Торговых наименований много, но действующее вещество одно, оно улучшает настроение, бодрит, повышает ясность мысли. Но при этом если вы откроете Википедию, то увидите, что там откровенно написано: «Механизм действия на данный момент достаточно не изучен». А среди побочек при передозировке — «конвульсии, эпилептические припадки, интенсивные галлюцинации, сопоставимые с галлюцинациями от кокаина, внутричерепные кровоизлияния, разрушение кровеносных сосудов и повреждение головного мозга», ну и психозы. В депрессивной фазе препарат и вправду хорошо действует, ребёнок выходит из депрессии. Но его ведь назначают на постоянной основе! Но этим дело не заканчивается… А родители? Они же не медики, у них своя работа.
И с какого возраста приводят к Вам в клинику?
А.Ю. Обычно, лет с трёх… Ребёнок начинает себя неадекватно вести, его отправляют сначала к неврологу, потом ребёнок попадает к психиатру или специалисту по
А почему за последние четыре десятка лет вдруг такой рост заболеваемости этим
А.Ю. Потому что на то есть причина. И она связана с колоссальным информационным взрывом — как раз примерно с той поры началась компьютерная революция и стали распространяться электронные игры. Резко возросла когнитивная нагрузка на детские мозги. Те дети, которые сорок лет назад имели предпосылку к развитию подобного состояния, до него просто не доходили. А теперь им рвёт крыши. А так как информационная нагрузка увеличивается, процент больных детей будет и дальше расти. Причём кто-то успешно проскакивает школу и их накрывает уже в институте, поскольку в некоторых вузах нагрузки очень велики. Механизм понятен — когда мозг перестаёт справляться с нагрузками, происходят резкие изменения в эмоциональной сфере, меняются поведенческие реакции. Человек сломался…
Так. И каковы черты начинающегося синдрома, на которые родители должны обратить внимание, чтобы поймать на дальних подступах?
А.Ю. Беспокойство, склонность к периодическим зависаниям в дурном настроении, депрессии, плохое поведение и агрессивность, ребёнку говорят «сядь спокойно!» — а он не может. Я сейчас быстро пробегусь по настораживающим признакам, а потом пройдёмся по ним и причинам, вызывающим СДВГ, подробнее… Итак, родителям стоит обратить внимание, если ребенок часто срыгивает, если ребёнок плохо спит, если у него случаются кровотечения из носа, если кислый запах изо рта, если его укачивает в машине, если он боится ездить или застрять в лифте, если у него проблемы в школе, прежде всего с русским языком и литературой. Если он вообще плохо учится, убегает из дома…
Какова же причина этого СДВГ?
А.Ю. Она, к сожалению, весьма распространена в современном мире — хроническое кислородное голодание мозга. Банальная нехватка кислорода в головном мозге и вызывает указанные симптомы. Человек как будто всё время придушен!.. Поэтому организм детей тянет подвигаться побольше, чтобы продышаться, выйти куда-то на открытое место, у многих возникает клаустрофобия разной степени — боязнь замкнутого пространства. Недостаток кислорода!
Профессор Ратнер, незаслуженно забытый нашей медициной, называл это хронической гипоксией головного мозга. А возникает это состояние, как прекрасно описано в монументальной работе Ратнера «Неврология новорождённых», которую мало кто из врачей читает, в результате скрытых родовых травм новорождённых. И то состояние, названное им хронической гипоксией головного мозга, которое отражается на поведении, успеваемости, точь-в-точь соответствует сегодняшнему синдрому дефицита внимания и гиперактивности! Но никаких других работ, кроме ратнеровских, утверждающих эту связь, нету.
И я по своей практике вижу, что, когда к нам приводят вот такого ребёнка, всегда мы
Слушайте, эти скрытые родовые травмы есть практически у каждого ребёнка. Но СДВГ не у всех.
А.Ю. Во-первых, все дети разные и все подвывихи разные. А во-вторых, все родители разные. У одних ребёнок учится плохо, так они на него особо и не обращают внимание, пусть переползает с двойки на тройку. Соответственно у него этот синдром не проявится. А на другого троечника начнут давить, и он сорвётся от непосильной нагрузки — начнёт убегать из дому, агрессивничать, потом впадать в депрессию… Как по нотам. Кстати, у всех этих детей повышенное давление.
Как вы лечите СДВГ?
А.Ю.: К нам сейчас обращается много родителей, столкнувшихся с