Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Компьютер детям не игрушка

В два года он управляется с компьютерной мышью лучше, чем с ложкой, в три начинает осваивать виртуальный мир видеоигр, а в пять готов к путешествию по Cети. Как вести себя взрослым: радоваться за компьютерного гения или волноваться?

9 мая 2012
Компьютер детям не игрушка

Родительский стан раскололся на две части. Новаторы свято верят: чем раньше кроха освоит компьютер, тем больше пядей появится у него во лбу. Тенденция принимает устрашающие масштабы. Некоторые энтузиасты во время тематических выставок живо интересуются обучающими программами для двухлетних, а самые нетерпеливые ждать не желают и придвигают к монитору едва присевших грудничков. Консерваторы, как всегда, живут в прошлом веке и берегут своих чад от компьютера, как от проказы. Но даже упрямые хранители традиций не уверены, что поступают правильно. Когда на всех коленях и ладонях лежат ноутбуки, планшетники и электронные книги, есть ли смысл воздвигать искусственную дамбу на пути у прогресса, сметающего все архаизмы?

Что к чему

Как показали многочисленные исследования, до определенного этапа развить интеллектуальные способности с помощью компьютера у малышей невозможно. Образно-символическое мышление – умение сопоставлять предметы реального мира с их символическим изображением – формируется во всей полноте только к 5 годам. До этого момента ребенок плохо понимает, что происходит на экране, а значит, почти ничему научиться не может. Двухлетний малыш сумеет различить красный или синий цвета, квадрат или треугольник и даже сможет выполнить простое задание, кликнув на нужную картинку мышкой, но его действия будут не до конца осознанными. Кроха будет улыбаться, смеяться и удивляться, но кроме эмоций он мало что получит.

Результаты многочисленных экспериментов показали, что детей можно допускать к компьютеру не раньше 5 лет. Эти нормы прописаны в официальных документах Министерства образования

Чтобы общение с ПК шло на благо развитию, ребенок должен уметь расшифровывать символы и понимать, что зайчик, появившийся на мониторе, – это тот самый зверек с большими ушами, которого он кормил морковкой в зоопарке, а не произвольный и безымянный персонаж, что буква «А» − это графический знак, который он до этого видел в букваре, а не просто набор прямых линий, соединенных между собой. Осознанно выполнять упражнения малыш сможет только в том случае, если будет знать, какими характеристиками и свойствами виртуальные объекты обладают в посюсторонней действительности. Пока он этих сведений не накопил, никакой информации с экрана он вынести не сможет.

Родителям, которые торопят события, имеет смысл задуматься, правильно ли они поступают, вынуждая кроху растрачивать силы впустую. В период бурного созревания мозга и нервной системы вовсе не ноутбук должен стать ему подспорьем. Гораздо важнее сейчас развивать мелкую моторику и органы чувств: заниматься лепкой, рисовать, строить картонные замки, воспитывать кукол, петь песенки и учить стихи.

Советы офтальмолога

  • До 3 лет детей с компьютером знакомить нельзя.
  • Малыш должен сидеть на расстоянии не менее 50 см от экрана.
  • Центр экрана желательно расположить на уровне глаз ребенка.
  • Угол наклона ЖК-экрана и головы должны совпадать, иначе из-за неравномерной освещенности монитора нагрузка на зрение еще больше увеличится.
  • Освещение в комнате, где стоит ПК, должно быть умеренным и равномерным. Включать настольную лампу необходимости нет.
  • При некоторых глазных болезнях работа на компьютере помогает стимулировать зрение, но при близорукости, дальнозоркости или астигматизме такие нагрузки следует сводить к минимуму.
  • Электронные книги лучше покупать детям после 14 лет.

Непосильная нагрузка

Если в младенческом возрасте компьютерные программы оказываются бесполезны, это вовсе не означает, что они автоматически безвредны. До 5 лет у ребенка активно формируется опорно-двигательный аппарат. Сидеть долгое время в статичной позе малышам нельзя, именно поэтому занятия в кружках и детском саду часто прерываются на гимнастику. Но работа за компьютером не только искривляет позвоночник и портит осанку. Под удар попадают и органы зрения, что приводит к самым разным глазным болезням, прежде всего к близорукости и косоглазию.

Электромагнитное излучение от жидкокристаллических экранов современных компьютеров и ноутбуков минимально, а вот старые модели действительно представляют опасность для здоровья

«Любая система организма развивается правильно только при наличии адекватных раздражителей, и компьютер к ним не относится, − объясняет Игорь Азнаурян, академик АМТН РФ, детский врач-офтальмолог, руководитель ЦОЗДиП «Ясный взор». – Начать хотя бы с того, что анатомическое строение человеческого глаза не приспособлено для рассматривания мелких движущихся предметов на маленьком расстоянии. Но если взрослые к такой нагрузке приноровиться могут, для детей дошкольного возраста она оказывается непомерной, ведь зрительная система созревает полностью только к 7 годам». На четкость изображения, которое мы видим, влияют несколько факторов, в частности длина самого глаза. Если она больше (как при близорукости) или меньше (как при дальнозоркости) нормы, лучи преломляются неправильно, и картинка расплывается.

«У новорожденных детей длина глаза гораздо короче, чем у взрослых, поэтому мы все появляемся на свет дальнозоркими, – продолжает офтальмолог. – К 7 годам зрение выправляется, потому что глаз постепенно увеличивается в размерах. Но пока этого не случилось, сильное напряжение, которое возникает во время работы за компьютером, мешает правильной отладке оптической системы». В результате у детей, рано приобщенных к монитору, глазные болезни развиваются очень часто. У малышей, имеющих врожденные отклонения, патологии проявляются еще и очень быстро.

Жанровое разнообразие

Детям до 5 лет подходят только 2 жанра: учебно-развивающие игры и «бродилки», хотя на рынке ассортимент гораздобогаче.

  • Учебно-развивающие программы. Начать стоит с заданий творческого типа – виртуального конструктора, раскраски, мозаики, художественной студии по созданию открыток. Пробовать можно и диски с элементарными упражнениями на узнавание, когда кроха отвечает на вопросы диктора. Темп обучения будет индивидуальный: если малыш затруднится, программа предложит более легкие задания, если пройдет первый уровень, сразу стартует второй.
  • Квесты, или «бродилки»: ребенок путешествует по сказочной стране, выполняя простые задания, чтобы в конце получить приз или кого-то спасти. Этот жанр можно предложить малышу с 3−4 лет, все остальные желательно отложить до школы.
  • Игра-стратегия. Задача игрока – обеспечить жизнедеятельность виртуального мира. Это может быть волшебная страна, ветеринарная клиника, супермаркет. Такие игры дают развивающий эффект и дошкольнику сильного вреда нанести не могут, однако эмоциональную зависимость они формируют быстро.
  • Аркадные игры: ребенок должен пройти сложный маршрут с препятствиями за строго ограниченное время. Этот жанр негативно влияет на психику малышей вплоть до 7 лет: слишком велико нервное возбуждение, ведь оторваться от экрана нельзя ни на секунду.
  • Гонки малышам тоже противопоказаны. Как и в аркадных играх, от детей требуется чрезмерная концентрация.
  • Симуляторы: игрок целиком вовлечен в сюжет, потому что происходящие на экране события он словно видит своими глазами. Чаще всего по такому принципу устроены «стрелялки». Эти программы детям до 14 лет разрешать нельзя.

Чрезмерное возбуждение

Нервная система мультимедийного натиска тоже не выдерживает. Если ребенок увлечется компьютерными играми до того момента, как она успеет хотя бы немного окрепнуть, рано или поздно он станет раздражительным, конфликтным, у него расстроится сон или аппетит. К таким эффектам приводит сильное нервное возбуждение, ведь малышу приходится напрягать внимание и мысли до предела.

Другая ловушка – эмоциональная зависимость: ее способна вызвать даже самая медитативная программа с плавным течением событий. Детей привлекает все яркое, музыкальное, динамичное, поэтому виртуальный мир не может оставить их равнодушными. Эффект неожиданности и красочная анимация, которыми изобилуют современные компьютерные игры, генерируют состояние эйфории. Родители обычно спохватываются лишь тогда, когда привязанность преступает мыслимую границу, и начинают компьютер запрещать. Строгие табу незамедлительно порождают истерики и конфликты, которых можно было избежать, если бы взрослые с самого начала установили четкий график.

Специфику работы за компьютером тоже важно учитывать. Все действия на экране можно совершать только опосредованно с помощью мыши или кнопок на клавиатуре. Для малышей эта простая манипуляция представляет большую трудность: пальчики плохо слушаются и часто ошибаются. Одинарный и тем более двойной клик требует от крохи огромного напряжения: он должен максимально сосредоточиться, чтобы хоть как-то скоординировать свои действия. Так, если предложить малышу выбрать на экране из трех персонажей мишку, он потратит на это задание гораздо больше внутренних ресурсов, чем если бы он взял нужную игрушку руками с пола. От усилий, которые пока не по плечу, снова страдает нервная система. Правда, не так давно конструкторы изобрели специальную клавиатуру для самых маленьких. Она оснащена крупными разноцветными кнопками, нажимать на которые можно даже ладошкой. Пользоваться ею ребенку гораздо удобнее, но все остальные проблемы она не снимает.

Итого: чтобы сохранить нервную систему невредимой, детям в возрасте до 5 лет все специалисты хором советуют покупать только спокойный учебно-развивающий софт. От компьютерных игр придется воздержаться, желательно вплоть до школы.

Инструкция по применению

  • С 3 до 5 лет малышу можно проводить у компьютера по 5−10 минут не больше 2 раз в неделю. Такой режим исключений из правил не предполагает.
  • Прежде чем предложить ребенку новую игру, нужно убедиться, что задание ему по плечу.
  • Выбирая развивающую программу, важно удостовериться, что на выполнение одного упражнения уходит несколько минут, иначе оторвать дитя от экрана будет сложно. Достигнув результата, он получит удовле-творение и со спокойной душой займется другими делами.
  • В присутствии малыша родители не должны играть в компьютерные игры, иначе он быстро войдет во вкус и будет воспринимать ПК исключительно как средство развлечения. При ребенке на компьютере можно только работать, тогда всякий интерес мгновенно угаснет.
  • До 5 лет ребенок должен осваивать компьютер вместе с родителями. Ему нужны объяснения, похвала и эмоциональный контакт со взрослыми, как во время любой игры. Если оставлять его одного, он скоро поймет, что без присмотра делать можно все, что нравится.
  • Если малыш с головой погрузился в виртуальный мир, запрещать компьютер жестоко и бессмысленно. Лучше попробовать сократить время игры, предложив ему более заманчивую альтернативу.
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения