Любимые игры наших прабабушек, которые понравятся вашим детям

Сегодня дети большую часть свободного времени проводят в гаджетах. А во что играли их сверстники больше ста лет назад?

Фото
Getty Images/Blend Images
Михаил Рыбкин

Михаил Рыбкин

Сотрудник отдела хранения библиотечных фондов Донской государственной публичной библиотеки

«О мире детства рубежа XIX — начала ХХ вв. рассказывают старинные книги, фотографии, раритетные игрушки и вещи. В первую очередь досуг ребятни зависел от сословной принадлежности, достатка родителей, места жительства — в городе или деревне. Крестьянские дети играли незатейливыми игрушками, в основном самодельными, любили подвижные игры: бабки, лапту, салки-догонялки. Мячи, луки тренировали в них меткость и ловкость; волчки, жужжалки прививали технические навыки; дудки, рожки, свистульки развлекали и знакомили с народной музыкой; игрушечные топоры, тележки приобщали к повседневному труду. У городских детей из состоятельных семей было больше разнообразия в досуге. Игрушки для малышей отражали достижения технического прогресса. Так, известно, что в семье Николая II была модель электрической железной дороги.

На рубеже веков в России знакомятся с новыми спортивными играми: футбол, баскетбол, теннис (первоначально называвшийся лаун-теннис). В них с большим удовольствием играли и взрослые. Юные гимназисты и ученики реальных училищ собирали гербарии, ловили насекомых, ходили в походы и на экскурсии. Важное место в досуге играло чтение: сказки, научно-популярная литература, энциклопедии. Воображение подростков будоражили приключенческие романы и повести Жюля Верна, Майн Рида, Конан Дойла и других писателей. Для ребят разного возраста выпускали специализированные журналы: «Игрушечка», «Родник», «Юный читатель», «Задушевное слово». В приложении к одному из них — журналу «Детский отдых» — автор Луи Гаркво в 1894 году собрал популярные игры того времени. Впрочем, они актуальны и сейчас».

«Вязанка»

Эту игру еще называют «Третий лишний». Чем больше игроков, тем играть интереснее. Дети становятся парами (вязанками) по кругу, сохраняя между ними небольшое расстояние. В паре игроки занимают положение один сзади другого. Двое остаются вне круга. Один убегает, второй догоняет, но в круг забегать нельзя. Как только догоняющий настигает товарища, он проскакивает в круг, встает перед передним игроком ближайшей вязанки и кричит: «Троих много!» Тогда задний игрок должен немедленно сказать: «Двоих довольно!» и броситься бежать. Важно, чтобы смена участников происходила очень быстро. В противном случае погоня может закончиться тогда, когда в вязанке находятся три игрока. В этом случае пойманный начинает водить.

Фото
Getty Images

«Флюгер»

Начертить на земле квадрат. На углах обозначить север, юг, восток и запад. Четверо игроков-флюгеров становятся на стороны света, а пятый игрок, бог ветров Эол, — в центр. Каждый из флюгеров должен повернуть голову в противоположную сторону от того направления, которое он назовет. К примеру, Эол говорит: «Север» — все должны повернуться к югу. Если Эол кричит: «Буря!», то каждый должен три раза покрутиться на месте; если «Перемена!», то участники должны медленно покачиваться в разные стороны, пока бог окончательно не определит направление ветра. Это может звучать как «Переменный восточный». Тогда флюгеры медленно поворачивают голову по направлению к западу. Если какой-нибудь флюгер замешкается или ошибется с направлением, то отдает фант. Игра продолжается, пока не наберется достаточное количество фантов, которые впоследствии разыгрываются.

«Котел»

Выкопать круглую небольшую ямку — это и есть котел. Затем на расстоянии 5–6 метров от него провести черту — границу, откуда ребята будут бросать шарики. Всякий раз, когда шар достигает цели, игрок начисляет себе 10 очков и бросает его еще раз. То же самое он делает, если шарик попадет в шар противника. Выигрывает тот, кто первым наберет 110 очков. Он выходит из игры, а партия продолжается до тех пор, пока у всех количество очков не сравняется с победным. Проигравшего наказывают тем, что в новой игре его успехи равны нулю. Спустя некоторое время освобождают от «штрафа».

«Огородник»

Огородника выбирают по жребию. Детвора становится напротив. Огородник выходит из лагеря и кричит: «Я иду за сыном». При этом он должен не просто идти, а прыгать по два раза то на одной ноге, то на другой. Первый игрок, которого он поймал, становится его сыном; остальные загоняют его в лагерь ударами жгутов (шарфов, веревок). Если огородник возвращается в лагерь вышеописанным способом, его нельзя трогать. Во второй раз огородник кричит: «Я иду с сыном за лопатой», в третий раз «Я иду с сыном за картофелем» и так далее до конца игры. Как только игра началась, все должны молчать. Говорить может только огородник. Если кто-нибудь заговорит или побежит, не прыгая с ноги на ногу так же, как огородник, то его загоняют в лагерь.

«Мяч и спички»

На земле или на полу чертят круг диаметром 24 см. Игроки кладут в круг по равному числу спичек, предварительно отрезав у них головки. Кому первому бросить мяч — решают по жребию. Первый игрок ударяет мячом в круг так, чтобы выбить лежащие в нем спички за черту. Обязательно нужно поймать мяч после того, как он один раз стукнулся о землю. Затем все повторяется. Как только игрок уронит мяч, ход передается следующему. Игра заканчивается, когда все спички оказались вне круга. Выигрывает тот, кто собрал выбитых спичек больше, чем остальные.

Фото
Getty Images

«Кошка-прыгунья»

Играющие собираются в круг. Ведущий говорит: «Последний прыгун водит» — и детвора разбегается в разные стороны. Важно быстро запрыгнуть на какое-либо возвышение, чтобы не прикасаться ногами к земле. Кошкой становится тот, кто дольше всех выбирал «укрытие». Игроки меняют свои «жердочки» по желанию. Но пока они в них, кошка их не тронет. В то время как они перебегают с места на место, кошка пытается кого-нибудь поймать. Если ей это удается, пойманный становится новой кошкой. Он не должен ловить старую кошку до тех пор, пока она не определилась с «домиком». Нельзя ловить и того игрока, который стоит на земле и держится за другого, сидящего в «укрытии».

Жмурки

В начале игры каждый становится на место, которое он не имеет права покидать. Жмурке завязывают глаза, затем поворачивают вокруг своей оси несколько раз, чтобы сбить с дороги. Жмурка начинает на ощупь разыскивать детей. Игроки могут принимать всевозможные позы, становиться на колени, садиться для того, чтобы обмануть жмурку. Но они всегда должны рукой или ногой касаться выбранного ими в начале игры места. Игрокам разрешается даже поменяться друг с другом местами, но не в тот момент, когда жмурка подходит. Если жмурка подойдет к месту, которое должно было быть занято, и найдет его пустым, то схитривший игрок считается пойманным. Если жмурка слишком отклоняется от маршрута, его об этом предупреждают. Жмурка освобождается от повязки, если узнает, до кого он дотронулся. Если это долго не удается, по жребию находят нового воду.

Комментарии

3
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
  • Как раз думала чем занять детей, отвлечь от телевизора и приставки!! Спасибо!!