Продленка: за и против, группа продленного дня, стоит ли отдавать ребенка в продленку, тяжело ли ребенку в продленке,
Фото
Getty Images

В рубрике «Задай вопрос эксперту» наша читательница Валерия спрашивает:

«В сентябре сын пойдет в первый класс. Мы с мужем работаем. Бабушка живет далековато. Думаем отдать ребенка в продленку, но говорят, что детям в школе тяжело весь день, особенно первоклассникам. Стоит ли отдавать сына в продленку или лучше искать другие варианты?»

Зоя Богданова

Зоя Богданова

Психология

семейный психолог

Одному ребенку продленка пойдет только на пользу, другому — может серьезно навредить. Все зависит от психологических особенностей каждого отдельного малыша.

Кому продленка навредит

Если первоклашка замкнут и стеснителен, не стремится выделяться, вступать в контакт со сверстниками, живет будто в своем мире, может подолгу оставаться один, возможно вам надо не на продленку, а к детскому психологу. Такой ребенок в любом коллективе чувствует себя крайне некомфортно, и группа продленного дня принесет ему дополнительные психологические трудности (а то и травму).

Если ребенок агрессивен, ведет себя надменно или недоверчиво, если он очень эмоционален (то плачет, то смеется, то обнимает, то дерется), демонстрирует чрезмерное упрямство и самоуверенность, новое навязанное общество тоже вряд ли принесет ему пользу. У таких детей, как правило, узкий круг общения, и они довольствуются им.

Кому продленка пойдет на пользу

Продленка в школе — подходящий выход из положения, если ваш ребенок активен и общителен, у него много интересов, он по натуре лидер, а вы по разным причинам не можете уделить ему достаточно внимания после школы.

Если ребенок умеет слушать и договариваться, открыто высказывать мнение, объяснять свои действия, если он умеет заводить друзей и в меру шалит, вы можете отдать его на «продленку» после переговоров с ним и при условии его согласия.

В остальных случаях лучше взвесить все «за» и «против», сходить на консультацию к психологу, понять, какие у малыша в настоящий момент реальные потребности, и только после этого принимать решение.

Если после продленки малыш начинает вести себя не так, как обычно (например, приходя домой, сразу отправляется спать), сильно замыкается в себе или внезапно ведет себя агрессивно, у него часто меняется настроение (то плачет, то злится, то молчит), значит, пора насторожиться. Возможно, обстановка в группе продленного дня нездоровая.

Продленка: за и против

За:

  • Четкий режим дня. Вы можете быть спокойны: ребенка накормят, помогут сделать уроки, выведут на прогулку.

  • Организованный досуг. Сегодня в группах продленного дня есть компьютерные классы, современный спортивный инвентарь, проекторы для просмотра обучающих и художественных фильмов. Иногда дети на продленке дополнительно изучают иностранные языки или даже работают с логопедом.

  • Развитие навыков общения. Это положительно повлияет на развитие здорового и уверенного в себе ребенка.

Против:

  • Мало личного пространства. Ребенок — это отдельная личность, которой иногда нужно побыть наедине с собой (окружить себя любимыми игрушками, помечтать, а то и поплакать). Продленка лишает его этого уединения.

  • Некоторым детям сложно выполнять домашнее задание в продленке: шум и гам мешают сосредоточиться, и они выполняют работу с ошибками и помарками.

  • Нехватка родительского внимания и однообразная обстановка могут негативно сказаться на ребенке, сделав его излишне раздражительным и агрессивным.