Фото №1 - Мамы просят вернуть дистанционное обучение — что об этом думают учителя
Фото
Getty Images

С 12 октября полностью на дистанционное обучение переходят школы Воронежа. Частично на удаленке учатся ребята Саратовской, Курской, Самарской, Кемеровской областей, в Пермском крае, Екатеринбурге, Башкирии, Якутии…

В Роспотребнадзоре уже предупредили: если в классе много заболевших — он уходит на карантин.

«"Если в классе больше 20% отсутствуют по причине болезни, то, конечно, это очаг, и эти дети должны находиться дома, — пояснила РИА Новости глава ведомства Анна Попова. — Родители должны контролировать состояние здоровья детей и их нахождение исключительно дома, минимизировав контакты в случае принятия такой меры. Это, безусловно, должно быть организовано».

Кто-то из родителей боится тотального дистанта. Другие — ждут его с нетерпением. Так, в Кузбассе одна из мам не выдержала обратилась в местное Минобразования с просьбой «разорвать вирусную цепочку» — отправить детей на дистанционное обучение, потому что школьники болеют практически без перерыва. Ей, правда, ответили отказом.

Чем же мам так привлекает дистанционное образование? И почему другие его боятся. Спросили у них самих.

Полина, мама 6-классницы Арины

«Дистанционное обучение — это был просто рай. И я не сошла с ума. Март, апрель, май в конце четвертого класса до сих пор вспоминаю, как личные каникулы.

Во-первых, мой ребенок не болел. До этого не вылезала из соплей и кашля, а тут — за три месяца ни одного «кхе-кхе». Хоть немного восстановили иммунитет.

Во-вторых, не надо безостановочно стирать и наглаживать белые блузки. Сама дочка пока еще с этим плохо справляется. Не нужно было переживать из-за обеда: чем кормили, вкусно ли было, поела, не поела.

В-третьих, дочка высыпалась. У нее был лишний час для сна. И это тоже на ней очень хорошо отразилось.

У нее появилось больше свободного времени, которое обычно тратится на дорогу. Благодаря этому она смогла вставить в расписание онлайн-курсы гитары и французского языка — давно хотела заниматься, но времени не было.

Я на самом деле давно подумывала о семейном обучении. Но останавливало то, что там нужно ее учить самостоятельно. Не была уверена, что справлюсь, пугала ответственность А тут и этого даже не надо — учит учитель в «зуме». Все, как положено.

Дочь за эти месяцы стала самостоятельнее. Сама следила, когда начало уроков, когда конец. Дверь в свою комнату закрыла и учится. Я тоже могла спокойно в это время поработать.

Она научилась настраивать мессенджеры, программы для связи. Сначала занималась с планшета, это было не очень удобно. Потом мы подарили ей маленький ноутбук, теперь она разбирается в нем лучше родителей.

Я бы хотела снова дистанционное обучение. Правда, теперь это, наверное, будет сложнее, шестой класс, разные учителя. Но я в дочку верю, мы справимся. И наконец-то выспимся».

Фото №2 - Мамы просят вернуть дистанционное обучение — что об этом думают учителя
Фото
Getty Images

Эмма, мама 7-классника Марка и 4-классника Тимура

«Никогда! Ни за что! Пожалуйста, только не дистанционка. Примерно так я думаю каждый раз, когда слышу в новостях, что мы снова, вроде как на грани.

Вполне допускаю, что если у каждого школьника есть своя комната, процесс идет не так болезненно. Нам не повезло. У нас тогда была двухкомнатная квартира — мальчики живут вместе в одной комнате, а в другой мы с мужем. Я прошлой весной была готова из дома уйти: в одной комнате один школьник, другую уступили второму. На кухне муж на удаленке работает. А мне где работать? В ванне сидеть? В подъезде на лестнице?

Вечные драки: кому компьютер, кому планшет. Постоянные проблемы с Интернетом. 25 раз сфотографируй домашнее задание, десяти разным учителям отправь. Видео упражнений для физкультуры запиши, видео стиха наизусть запиши, камеру для онлайн-занятий секции настрой…

Старший в бешенстве, получил тройку по истории. За что? Не отправил вовремя домашнее задание. Времени давали до 19, а с нашим Интернетом грузилось долго. Снизили балл за опоздание.

Теперь рыдает младший. Писали диктант, у него не слышно половины слов. Не написал — его проблемы.

Мы тратили на организацию учебы очень много сил и ресурсов, массу энергии. Но все будто впустую. Из-за технических проблем вместо 2-3 часов приходилось проводить за компьютером 5-6. Ни один из моих детей темы конца года нормально не усвоил. Марку было вообще сложно — он только перешел в среднюю школу, еще не успел привыкнуть к учителям, что их много, что у всех разная манера преподавания. У Тимура к маю стали болеть голова и глаза от ноутбука и наушников. Сходили к окулисту, результат неутешителен — зрение действительно просело.

Я хотела отказаться посещать занятия. Тогда меня запугали: мол, школа снимает с себя всякие обязательства по обучению детей. Но если сейчас снова введут дистанционное обучение, я просто заберу детей из школы на семейное обучение. Временно, конечно, пока все не придет в норму. Но я лучше буду учить детей сама и в спокойном темпе, чем галопом по Европам, испортив им зрение и последние нервы себе».

Максим Рыжов

Максим Рыжов

Педагогика

Учитель биологии и химии, директор школы №195 (Санкт-Петербург), призер Всероссийского конкурса «Учитель года» — 2016

«В моем окружении я не знаю ни одного педагога, который хотел бы полностью уйти на дистант. Мы все хотим ходить на работу, общаться с коллегами, с учениками, здороваться, улыбаться друг другу. И мы стараемся даже не думать об ином развитии событий.

Конечно, если нам скажут, что необходимо снова учить детей дистанционно, мы будем готовы это сделать. Будет легче, чем в первый раз, потому что уже есть наработки, выбранные платформы. Кстати, это стереотип, что старшему поколению сложнее всему этому обучаться — у нас были и случаи наоборот, педагоги со стажем осваивали технологии быстрее молодых.

Чтобы было проще и учителям, и ученикам, администрация школы должна выстроить единую модель преподавания, а также единую систему общения с родителями. Конечно, если каждому учителю давать на откуп, сколько задавать, в каком формате присылать выполненную работу, в какие мессенджеры — у родителей возникнут вопросы: почему по русскому языку мы работаем так, а по математике — по-другому. Такого быть не должно.

Но дистанционный формат для учителя — это лишь возможность хотя бы не прерывать образовательный процесс. Педагог должен находиться в классе, видеть, слышать ребят. Мне кажется, дистанционное образование сегодня на руку только репетиторам, им не надо ездить к ученикам, они спокойно могут работать по Зуму или Скайпу. Но если с той стороны экрана сидит больше трех учеников, это уже очень тяжело.

Еще раз повторю, если сейчас нас всех переведут на дистанционное обучение, мы воспримем это как данность и будем работать. Но учителей, которые были бы этому рады — ни одного не найдется».

Опрос

Как вам на дистанционном обучении?

  • Я учитель, это было ужасно.
    %
  • Я учитель, меня все устраивало.
    %
  • Я ученик/родитель, мне понравилось, готов повторить.
    %
  • Я ученик/родитель, меня больше устраивает ходить в школу.
    %