Маргарита Суханкина: Объяснение в любви

СЧАСТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ Маргарита, это сложный процесс – усыновление ребенка?

МАРГАРИТА СУХАНКИНА Не то что сложный… Очень муторный. Нужно долго ходить по многочисленным инстанциям, собирать множество документов.

С.Р. А статус звезды не помогал?

М.С. Нет! Тем чиновникам, что сидят на местах и выдают или проверяют справки, совершенно нет дела до того, кто ты. Ну, во всяком случае, так было со мной. Иногда мне говорили: «Мы понимаем, что вы известный человек, но, извините, правила одинаковы для всех». Например, когда я уже познакомилась с моими детьми, готова была взять их, услышала, что ждать нужно еще два месяца. За этот срок их мама должна была окончательно и уже бесповоротно от них отказаться. А через два месяца раздумий ее должны были вызвать и задать вопрос об отказе в самый последний раз. Маму с трудом нашли, она пришла и с легкостью подмахнула документы.

С.Р. Это произошло до или после того, как бывшие родители Леры и Сережи захотели их вернуть, о чем рассказали многие СМИ?

М.С. Нет, это было до этих событий. Но вернуть ребят хотели не родители – инициатором стала их бабушка. Родителей вытащили, так сказать, для декорации, им самим ничего и не надо было. Бабушке вдруг, на трезвую голову, пришла мысль вернуть детей. Я не знаю, зачем это было нужно, потому что дальше, после эфира на телевидении, где родители требовали вернуть им детей, наступила тишина. И все.

С.Р. Ребята что-то вспоминают о своей прежней жизни?

М.С. Лера – нет, Сережа что-то помнит. Периодически у него проскальзывает: «Мам, вот, когда мы были у другой мамы…» Я как-то спросила, хотел бы он опять увидеть эту «другую» маму. Ответ был мгновенным и безо всяких колебаний: «Нет!». Я спросила почему. «А нас там не кормили». А когда дети только начали жить в нашем доме, порой, было больно за их реакцию на самые безобидные вещи. Услышав залпы салюта на Новый год, они оба впали в истерику. Выяснилось, что в их старом доме кто-то как-то стрелял при них… Конечно, я боюсь генетики. Меня не пугает, что их папа почти постоянный сиделец колоний, потому что, на мой взгляд, вопрос попадания туда – все-таки вопрос воспитания. Но меня беспокоит алкоголизм в семье. На днях мне подарили коробку конфет, которую мы поставили на стол. Дети брали конфеты, они им очень понравились, а потом оказалось, что внутри вишневый ликер. Быстренько коробку со стола убрали. Ужасно боюсь этой тяги. Но! Сегодня я уже очень много знаю обо всем, связанном с детьми. Как надо, как не надо поступать. У меня сейчас масса самой разной психологической литературы.

Совет от звезды
Чтобы воспитывать в своих детях доброту, щедрость и стремление делиться, стараюсь покупать им игрушки, в которые интереснее играть не в одиночку, а всем вместе. Например, у Сережи есть «почти настоящая» большая машина, в которой он уже перекатал всех малышей поселка.

С.Р. Это помогает?

М.С.Да. Особенно когда даются какие-то конкретные советы и примеры. На примерах все становится понятнее. И для детей, кстати, тоже. Были мы с ними недавно в цирке, видели там девочку, которая не хотела надевать шапку. Она легла на пол, била руками и ногами и кричала. Мои дети пришли в ужас. Мы отошли в сторону, я показала пальцем на девочку, сказав совершенно железным тоном: «У нас так не будет!» Хотя, естественно, у нас бывали ситуации, когда дети пытались добиться своего слезами. Сначала я действовала интуитивно, а потом стала читать книги по воспитанию. Поняла, например, что оба ребенка холерики, а это самый импульсивный темперамент, оба – лидеры. По гороскопу оба – Львы, а значит, великодушны. И это действительно так, они все прощают. ЛЕРА особенно. Если ее Сережа толкнет случайно, в игре, она начинает плакать, он извиняется, Лера прощает тут же. Сережа немного другой, он может по-мужски затаить что-то в себе. Но меня очень радует, что они не только очень отходчивы, но в них совсем нет агрессии – а я этого боялась. Ребята очень добрые, очень мягкие. И мы, с нашими бабушкой и дедушкой – моими родителями, стараемся именно это поощрять и развивать.

Маргарита Суханкина: Объяснение в любви

С.Р. А каким образом?

М.С. Например, идут они к кому-то в гости на соседний участок – и обязательно несут с собой подарки: игрушки, свои рисунки. Так, Сережа идет в гости к другу Давиду и дарит ему мячик, а Давид ему – яблоки из своего сада. Вот такие естественные, простые и очень хорошие вещи происходят.

С.Р. Ваша семья постоянно живет за городом. Это из-за экологии?

М.С. Не только. Хочется скрыться от чересчур любопытных глаз, избежать нежелательного вмешательства. Но на нашей закрытой территории лесничества много детей, моим есть с кем общаться и дружить. Более того, по соседству с нами, в двух семьях, тоже живут приемные дети. Мы все дружим, взрослые стараются не только прививать им правила хорошего тона – чтобы они всегда здоровались, извинялись и тому подобное, но и воспитывать младших в духе коллективизма, в духе милосердия. Учим их делиться, учим уступать, помогать друг другу и, конечно, бабушкам, дедушкам.

С.Р. Такое воспитание уже дает свои плоды?

М.С. Думаю, уже дает, безусловно, но мои Лера и Сережа и сами по себе совершают прекрасные и трогательные поступки. Например, всегда, когда они, после прогулки с дедушкой по лесу, возвращаются домой, обязательно приносят мне букеты цветов. «Мам, это тебе подарок!» – говорят.

С.Р. Их кто-то научил этому?

М.С. В том-то и дело, что нет! Это целиком их личная инициатива. Даже зимой, когда цветов нет, какие-то веточки с шишечками приносят. Рисунки мне все время дарят. Вот сегодня утром Сережа мне цветок нарисовал. Кстати говоря, он очень неплохо рисует.

С.Р. А еще что ребята умеют делать?

М.С. Пятилетний Сережа уже умеет читать, писать. Четырехлетняя Лера знает все буквы. Например, на день рождения Давида Сережа с Лерой, помимо других подарков, сами сделали открытку и подписали ее. Бабушка Давида (а тому тоже 5 лет) была поражена, что наши дети уже сами пишут.

С.Р. Это вы их научили?

М.С. Да. По звуковым книжкам занимались, по кубикам. Тренировали память. Каждый день у нас такие уроки были, но только в игровой форме, конечно. Хочет Сережа порисовать, я спрашиваю, а какими цветами он будет это делать, а сколько карандашей ему нужно. Лера пока не слишком увлечена этим процессом, но всегда рядом крутится, когда Сережа занимается. Вроде особо и не слушает, а все запоминает. Вот не мог Сережа запомнить цифру «4», до трех считал, а потом сразу 5, 6. Считает опять: «Один, два, три» – и молчит. А Лера вокруг на лошадке игрушечной ездит. «Ну, – говорю я, – Сереж, после трех что идет?» И Лера, проезжая мимо, отвечает: «Сереж, ну четыре идет, ты что, не понимаешь?» А она рядом не сидела ни минуты! Так просто, на лету, подхватила.

Маргарита Суханкина: Объяснение в любви

С.Р. Были проблемы с их привыканием к дому?

М.С. Конечно. «Я от вас уйду!» – говорили. «Я вас не люблю!» Это все было. Сейчас такого не бывает, потому что каждый раз, когда Сережа говорил такое, ему отвечали: «А мы тебя все равно любим. Любого. Хорошо ты себя ведешь или плохо, все равно. Мы тебя не просто любим, мы тебя обожаем!» Знаете, раньше, отходя от дома, они все оглядывались и, когда дом переставал был виден, беспокоились: «Мам, чего-то дома нашего не видно. Пойдем обратно?» А теперь уже не боятся его потерять, знают, что этого не будет. Когда к нам приезжают люди, видевшие ребят год назад, удивляются, насколько они изменились. И немудрено, ведь мы – и я, и дедушка, и бабушка – не только их любим, но и постоянно с ними занимаемся, и они играют с другими детьми. Я построила рядом с участком детскую площадку для всех, где дети встречаются, на качелях качаются, в футбол играют. Сережа у нас любит спорт, он мальчик сильный, крепкий. Лера первое время такая слабенькая была, что даже плохо бегала. А тут они оба окрепли. Вместе с Лерой гоняют по дому на понициклах – таких игрушках, которые очень хорошо развивают мышцы, на электромобилях по дорожкам ездят, на велосипедах, на тренажерах в нашем тренажерном зале занимаются. Вообще, что касается игрушек, у нас, по-моему, есть уже все, что только возможно.

С.Р. Детям приятнее, чем себе покупать, правда?

М.С. Ой, совершенно другие ощущения! Я готова им весь мир подарить! Но приходится себя сдерживать, чтобы не разбаловать.

С.Р. Неужели вы строгая мама?

М.С. Строгая, да. Моя мама меня даже иногда за это ругает. Но когда мы приезжаем куда-то, ко мне часто подходят и говорят, какие у меня дети золотые и воспитанные. Конечно, они балуются, могут и шалить, но у нас есть определенные запреты, о которых они прекрасно знают. Есть какие-то вещи, которых делать нельзя, потому что просто нельзя. Обычно об этом мы говорим перед сном, читаем поучительные книжки, например рассказы Носова, Драгунского. Мы вообще любим все втроем беседовать долго и обо всем.

С.Р. А вы им поете?

М.С. Конечно! Недавно ребята впервые ездили со мной на концерт, после которого Лера спросила, почему я, собственно, пела на сцене. «Потому что я певица», – отвечаю. «Мам, ну я же тоже неплохо пою, – говорит тогда дочь, – почему же меня не пускают?»

С.Р. Вы много гастролируете, а с кем остаются Лера и Сережа?

М.С. Бабушка и дедушка – мои главные помощники. Была у нас трудная ситуация, когда я уехала на гастроли, бабушка попала в больницу, и дедушка остался на неделю с двумя детьми один. Но справился прекрасно. Я приехала, дети шелковые, сытые, правда, не слишком ловко, явно мужскими руками одетые на прогулку, но счастливые.

С.Р. Маргарита, что в вас изменилось с появлением этого счастья в доме?

М.С.Я сумасшедшая стала! Изменилась очень, потому что сейчас вся моя жизнь – это они. Все, что я делаю, я делаю ради них, для них. У меня появился смысл жизни. То, чего у меня не было еще год назад. Тогда в какой-то момент я просто перестала понимать, зачем работаю. Себя я уже всем обеспечила, мне уже ничего не надо было. И сидим мы как-то с мамой, я и говорю: «Что дальше, мам? И зачем?» «Да, – отвечает мама, – а главное, кому все это достанется?» С этого разговора и задумались об усыновлении, стали искать в разных детдомах. И тут увидела Леру с Сережей в передаче «Пока все дома», в рубрике, где рассказывается о детях, ждущих родителей. Купилась на их огромные глазищи. Сказала тогда сразу маме: «Мое». «Ну, тебе же одного ребенка не отдадут» – говорит она. «А я двоих возьму», – отвечаю. «Ты с ума сошла»! – «Ну а что? Ты же двоих, меня и брата, вырастила. А им, наоборот, так веселее будет». И буквально сразу рванула к ребятам, в Тюмень. А там, прямо с первого дня, убедилась, что не ошиблась: мои. Сначала мы с ними просто играли, а на следующий день, видимо, после какой-то беседы с воспитателями, дети встретили меня криками: «Мама!» Было это в прошлом октябре, а домой привезла я их в декабре, 27 числа… С тех пор ни на минуту, ни разу не пожалела о своем выборе, несмотря ни на какие проблемы. Для меня самое главное, чтобы мои дети всегда знали: я их люблю!