Склонность к математике: как выявить и развить математические способности у ребенка
Фото
Getty Images

«Я — гуманитарий, — театрально разводит руками сын, получив очередной трояк по алгебре. — Весь в тебя».

Я в ответ только вздыхаю, вспоминая, как года в три любимой игрушкой у ребенка были цифры во всех своих вариантах: на кубиках, пластиковые, поролоновые. Ведь мог бы стать гением от математики — куда только все делось?

Правда ли, что гуманитарию не стать «технарем»? Зависит ли любовь к цифрам от генетики? Можно ли развить математические способности? Разберемся вместе с экспертами.

Когда лучше всего начинать заниматься с ребенком математикой

Анна Кобец
Анна Кобец
Педагогика

Методист образовательной онлайн-школы Учи.Дома

Наиболее благоприятным периодом для развития математических способностей является раннее детство и младший дошкольный возраст. Главное — вовремя увидеть интерес ребенка к математике и начать развивать его способности, ведь регулярные занятия — залог успеха на любом поприще. Зачастую усидчивые дети, способные учиться, приходят к успеху чаще, чем дети с более развитыми интеллектуальными способностями.

Как проявляются способности к математике?

В первую очередь, как интерес к познанию, желание получить ответ на заданный вопрос, докопаться до сути явления, проблемы. Также важный показатель — высокий уровень развития памяти. Дети могут быстро и надолго запомнить услышанное, увиденное и воспользоваться этими знаниями при необходимости.

Не менее существенным является развитое воображение, хотя и принято считать его уделом гуманитариев. Ребенок с развитым воображением часто пытается усовершенствовать игры, окружающие его предметы, строит и придумывает различные фантастические миры в своей голове. Это говорит о том, что у него нет проблем с пространственными представлениями и визуализацией данных, что значительно облегчает процесс решения математических задач в будущем.

Важно!

Занятия с детьми дошкольного возраста должны проходить в форме игры. Например, занятия на свежем воздухе: найти три листочка и пять шишек в парке. Также отличным подспорьем для развития математических способностей удут игры: с реальными предметами (кубики, пирамидки, Ханойская башня, конструктор), настольные (лото, домино) и даже сюжетно-ролевые («Магазин», «Светофор», «Поваренок»).

Игры на телефоне или компьютере могут быть полезны. Например, игры на развитие города или какой-нибудь экосистемы в условиях ограниченности ресурсов учат комбинировать ходы, просчитывать варианты.

Для школьников подойдут развивающие карточки, логические упражнения и головоломки, соответствующие возрасту настольные и интеллектуальные игры, пазлы.

Соревновательный момент — еще один стимул для развития математических способностей. Поэтому не следует пренебрегать участием в олимпиадах и математических конкурсах.

Склонность к математике: как выявить и развить математические способности у ребенка
Фото
Getty Images

Почему многие дети в школе перестают любить математику?

Павел Бучко
Павел Бучко
Образование, математика

Академический директор по математике Skysmart

Есть много исследований, в которых доказано: чем лучше у ребенка результаты по математике, тем больше она ему нравится. И наоборот — чем хуже результаты, тем меньше интерес. Часто в такой ситуации мы получаем движение по спирали: ребенок в школе не усвоил какую-то тему, получил низкую оценку, на этом фоне у него формируется плохое отношение к математике, из-за чего результаты еще ухудшаются, и так далее. Такой вот снежный ком — и в итоге мы получаем огромное количество ребят, которые считают себя «гуманитариями», хотя при другом стечении обстоятельств (а также подходе учителей и родителей) показывали бы прекрасные результаты и в естественных науках.

В идеале эту спираль нужно раскрутить в обратную сторону. Например, мы даем задания, с которыми ученик справится, таким образом формируем хорошее отношение к математике, закрепляя это интересным материалом и подачей. Математикой можно заниматься в любом возрасте, как только малыш начинает считать, есть много различных методик для раннего дошкольного развития. При этом главное, чтобы это приносило удовольствие.

От чего зависят математические способности детей: генетика, усилия, вовремя начатое обучение?

Дмитрий Коняев
Дмитрий Коняев
Программирование, математика, педагогика

Заместитель руководителя учебного отдела Школы программистов, преподаватель по математике и анализу данных

Ранних признаков математического склада ума не существует, поскольку нет и так называемого математического склада ума. Это один из мифов, который долгое время распространялся в обществе.

Непонимание математики не делает никого гуманитарием. Гуманитарием человека делает его умение разбираться в гуманитарной дисциплине: знать инструментарий и уметь интерпретировать явления. Человек, работающий в гуманитарной сфере, никак не ограничен в способностях разбираться в математике. Просто это требует изучения совершенно другого инструментария и способов интерпретации явлений. Вопрос их изучения зависит от желания, но никак не от изначальной предрасположенности.

То, что склонность к гуманитарным или точным наукам наследуется генетически, — еще один миф. Генетические механизмы, появившиеся миллиарды лет назад, никак не могут влиять на те понятия, которые появились в XVI веке (именно тогда философ Фрэнсис Бэкон произвел классификацию наук на наиболее близкие нам категории). Так что гуманитарии и технари являются таковыми совершенно точно не из-за генетических особенностей.

Как развить математические способности?

Развивать математические способности можно и нужно почти в любом возрасте. И идти это развитие должно от вопроса «Почему?»: 

— Почему данная математическая формула работает? 

— Почему компьютеры работают на ноликах и единичках?

Если подтолкнуть ребенка к вопросу «Почему?» в математике, отвечая на него, он будет развивать математический инструментарий. Это, конечно же, нужно обязательно делать. Но задавать этот вопрос в других сферах также крайне необходимо для всестороннего развития.

Когда говорят о развитии математических способностей, имеют в виду лишь один из инструментов работы с закономерностями. И математика — прекрасный инструмент для этого. Но не надо забывать, что он не единственный. Ведь есть, например, формальная логика. Но ещё важнее помнить о том, что кроме закономерностей существует интерпретация. И нельзя развивать математические способности, под которыми понимается обычно просто умение считать, без развития способностей к интерпретации явлений.

Екатерина Рюмцева
Екатерина Рюмцева
Психология

Руководитель проекта МОРС, руководитель психологической службы ЦПМ, психолог онлайн-школы «Коалиция», специалист по работе с детьми.

Прививать детям любовь к обучению нужно постепенно, оптимальный возраст — 3-4 года. Нет ничего страшного, если сроки немного сдвигаются, ведь все зависит от индивидуальных особенностей развития организма.

Следует проводить параллели с реальной жизнью, чтобы ребенку было проще осваиваться в мире математики: объясните малышу, где используются точные науки, как они отразились на становлении общества и создании изобретений, которые раньше казались фантастикой.

Начните с простых вычислительных процессов на сложение и вычитание, затем добавьте деление и умножение, комбинируйте примеры. Покажите ребенку, как сравнивать показатели, познакомьте его с геометрическими фигурами. Во время прогулок или домашних посиделок просите найти фигуры в пространстве и подсчитать количество предметов.

Как определить, что ближе ребенку — математика или гуманитарные науки

Определить это можно как у детского психолога или специалиста по профориентации, так и самостоятельно в домашних условиях. Следует понаблюдать за ребенком и ответить на несколько вопросов теста.

Вы приобрели новую игрушку и вручили ее ребенку. Как он с ней взаимодействует?

  1. Внимательно исследует, разбирает и собирает заново, увлеченно рассматривает каждую составляющую.

  2. Наделяет игрушку своей историей, «знакомит» ее с другими игрушками, создает межличностное общение между предметами.

Вы даете ребенку книжку с занимательными задачами и головоломками. Его реакция:

  1. С удовольствием ищет решение, рассматривает различные варианты и комбинации.

  2. Выполняет задачу наугад, чтобы быстрее завершить работу со сборником.

В обществе других детей ваш ребенок:

  1. Находит, чем ему заняться в одиночку, что-то конструирует.

  2. Собирает всех вокруг себя, наделяя ролями участников игры.

Вы рассказываете ребенку сказочную историю. Его действия:

  1. Требует объяснения всех необычных явлений с точки зрения логики.

  2. Додумывает развитие событий, добавляет мифических персонажей.

Во время обучения ребенок:

  1. С трудом работает с большим объемом информации, длинным текстом, не любит учить крупные блоки материала, предпочитает взаимодействие с числами и задачами.

  2. С рвением углубляется в гуманитарные науки и создает собственные небольшие истории.

Если больше ответов 1, это свидетельствуют о математических наклонностях ребенка, 2 — о гуманитарных.