Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Может, стоило сдаться?»: почему детям нужно рассказывать о блокаде Ленинграда

27 января 78 лет назад Ленинград был полностью освобожден от блокады. К сожалению, в наши дни все чаще звучит вопрос: стоило ли так долго держать оборону города или можно было сдать Ленинград, чтобы избежать жертв? Вот что отвечает на это учитель истории.

27 января 20224
27 января, что случилось 27 января, праздники 27 января, день снятия блокады Ленинграда, блокада Ленинграда, что говорить детям о войне, о блокаде Ленинграда
Источник:
Getty Images

Почти 900 дней и ночей Ленинград держали в кольце блокады. Под нескончаемыми бомбежками, без еды, в жутком холоде. 125 граммов хлеба в день выдавали людям в самое голодное блокадное время. По одним только цифрам сложно представить, каких размеров был этот кусочек хлеба. Будете в Петербурге, зайдите в Памятный зал Монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы. Там вы найдете и тот крохотный дневной паек блокадников. А потом посетите Пискаревское кладбище, где в братских могилах схоронили полмиллиона человек.

К сожалению, чем больше мы отдаляемся от того страшного времени, тем чаще начинают задавать вопросы: может, стоило сдаться, чтобы избежать такого количества жертв?

«Может, стоило сдаться?»: почему детям нужно рассказывать о блокаде Ленинграда
Источник:
@tory.teacher

Петербургская учитель истории Виктория в своем блоге @tory.teacher рассказала, что отвечает ученикам на этот вопрос.

В начале поста педагог приводит отрывок из интервью с известным писателем и ветераном войны Виктором Астафьевым.

«Миллион жизней за город, за коробки? Восстановить можно все, вплоть до гвоздя, но жизни не вернешь, а под Ленинградом люди предпочитали за камень погубить других людей, и какой мучительной смертью, детей, стариков», — говорил Астафьев в интервью газете «Правда». Дело было в период перестройки, поэтому за такие рассуждения гонений на писателя не было.

«Но всегда ли оставленный город — спасенный город? Ведь известно, какое страшное будущее готовили гитлеровцы Ленинграду и ленинградцам», — возразил Астафьеву журналист.

«Чьими-то несогласиями меня не застращать», — ответил тогда писатель.

«Неужели кто-то думает, что нацисты могли поступить гуманно с жителями Ленинграда? — задается вопросом учитель истории и следом приводит цитаты немецких военных начальников.

«Желание фюрера сравнять этот город с Землей» непоколебимо», — писал Начальник штаба сухопутных войск Германии Франц Гальдер.

«Капитуляция Ленинграда, а позже и Москвы не должна быть принята даже в том случае, если она была бы предложена противником. Нельзя кормить их население за счет германской родины», — заявлял начальник оперштаба вермахта Альфред Йодль.

«С ленинградцами сделали бы ровно то, что и с жителями оккупированной Ленинградской области. Немецкие и финские оккупанты чинили там чудовищные зверства. Убивали психически больных, вкалывая им яд, детей уничтожали, сбрасывая с самолетов игрушки, начиненные взрывчаткой. Отдельной расправе подлежали евреи и коммунисты, — пишет Виктория.

«Может, стоило сдаться?»: почему детям нужно рассказывать о блокаде Ленинграда
Источник:
Eduardo Fuster Salamero / Alamy

Население Ленинградской области составляло 1 млн 100 тысяч человек, из которых к 1944 году осталось примерно 100 тысяч. Более 400 тысяч угнали в Германию, 200 тысяч человек было убито в результате карательных операций, и это только подтвержденная цифра. А все остальное население погибло от голода, неоказания медицинской помощи, ужасных условий оккупации. Немецкие войска заходили в деревню, выбрасывали население из домой, забирали все продовольствие, скот.

Голод на территории Ленинградской области был ровно таким же, каким он был в блокадном Ленинграде, а местами еще более суровым, потому что в блокадном Ленинграде хотя бы старались выдавать 125 блокадных граммов.

На оккупированной же территории бывали случаи, когда человек ничего не мог получить. И да, местных жителей заставляли кланяться при встрече с немецкими солдатами и офицерами.

А что было бы с памятниками искусства, если бы Ленинград сдали. Посмотрим на примере Ленобласти: нацисты похитили янтарную комнату, разрушили родовую усадьбу Пушкина, Успенскую и Никольскую церкви, даже заминировали могилу поэта. Они понимали, что для советских граждан это великое культурное наследие и разминированием займутся обязательно, а у немцев будет время отступить. Их расчет оправдался…

Петергоф во время немецкой оккупации, фото
Разрушенный Большой Петергофский дворец, 1942 год
Источник:
@peterhof_museum

А что стало бы с Балтийским флотом? Ведь он был составной частью сил, оборонявших Ленинград… А миллионы солдат, стоявших на подступах к Ленинграду, тоже должны были сдаться?!

Можно ли было лучше организовать оборону города? Наверняка, да! Но нужно ли было его сдать? Ответ однозначный — нет!

Я говорю своим ученикам: «Нас нельзя победить силой оружия! Поэтому у нас хотят забрать СОВЕСТЬ. Внушают ложные и искаженные трактовки гуманности».

В конце педагог привела цитату Даниила Альшица, историка, заслуженного деятеля науки и участника обороны Ленинграда:

«Гуманны ли сегодня попытки задним числом отнимать у защитников Ленинграда, в том числе у самых героических, их великий общий и личный для каждого опыт? Справедлива ли попытка превратить их всех в памяти поколений из героев, которыми восхищался весь мир, в пассивных мучеников, бессмысленно погибших по чужой воле ради каких-то «камней» и «коробок»? Мне не кажется это ни гуманным, ни человечным. На мой взгляд, правильнее ставить вопрос иначе: не «кто заставил людей упорно и до конца стоять на защите родного города», а «что заставило их решительно и беззаветно сражаться до конца».

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения