
Мнение, будто чувство юмора передается по наследству, верно лишь отчасти. Темперамент, доставшийся малышу от природы, действительно может повлиять на его мировосприятие. Но семья и ближайшее окружение тоже вносят свою лепту. Вряд ли ребенок, выросший среди угрюмых и замкнутых людей, будет обладать здоровым чувством юмора. Так что личный пример родителей заразителен, каким бы он ни был, и в их силах научить ребенка радоваться жизни, шутить над собой и разряжать накалившуюся атмосферу метким словом.
Чувство юмора проявляется даже у самых маленьких детей, но то, что смешно малышу, у подростка может вызвать недоумение: он посчитает это заурядной глупостью. Так что подбирать тему для веселья нужно грамотно.
Почувствуй настроение
Младенцы, хоть и не понимают шуток, зато прекрасно чувствуют настроение окружающих. В 1−2 месяца малыш отвечает улыбкой на ласковые слова и улыбку родителей. В 3−4 месяца он уже заливисто смеется, играя с мамой или папой или купаясь в ванне. Когда взрослые издают смешные звуки или корчат рожицы, кроха тоже радуется вместе с ними.
Ближе к 9 месяцам ребенок уже может понять, что мама делает что-то неожиданное: мяукает, как кошка, или надевает себе на голову детский чепчик. Это кажется смешным большинству малышей. Еще один беспроигрышный вариант – щекотка. Но если внимательно понаблюдать за карапузом, можно выяснить, что его забавляют и другие вещи, например слово «каракатица» или «полеты» на руках у папы. Причем детская радость настолько заразительна, что взрослые разыгрывают подобные этюды снова и снова. Шутя и дурачась вместе с крохой, родители развивают у него чувство юмора и учат позитивно относиться к жизни.
Смешная неожиданность
Дети 2−3 лет любят «физический» юмор, особенно с элементами неожиданности. Им смешно, когда взрослые прячутся за дверью или за диваном и вдруг резко выглядывают из своего укрытия. Веселят малышей и игры вроде «киска, киска, брысь под лавку». Осваивая речь, дети начинают чувствовать рифму, которая уже сама по себе кажется им забавной. Но вскоре ребенок начинает смеяться «в тему» − над услышанной шуткой, забавной песенкой, веселым эпизодом из мультфильма. Он не способен толком объяснить, что именно доставило ему удовольствие, но это не мешает ему видеть всю нелепость или комизм ситуации.
Над взрослой шуткой малыш тоже может посмеяться, но пока только за компанию, потому что постичь ее смысл он еще не в состоянии. Но он будет изо всех сил пытаться разобраться, что же в ней было смешного, и задавать наводящие вопросы. По возможности старайтесь объяснять крохе, по какому поводу вы только что веселились.
Следующий шаг в развитии – осознанные попытки рассмешить родителей. Малыш будет «показывать нос», гулять по квартире в маминых туфлях, кривляться и кого-то изображать. Поощряйте такие инициативы и смейтесь вместе с маленьким лицедеем – это очень важно. Если ребенок заметит, что некое его действие вызвало дружный смех и одобрение, он еще не раз исполнит для вас этот номер. Ваша задача – не раздражаться, а спокойно объяснить, что от многократного повторения шутка теряет остроту.
Чувство юмора развивают также смешные истории и юмористические стихи, но сначала смешные моменты наверняка потребуют вашего комментария, при этом обязательно спрашивайте кроху, что ему понятно, а что – нет.
Чтобы вдохновить малыша, веселитесь всей семьей и чаще шутите сами. Лучший способ развить у ребенка чувство юмора – демонстрировать свое умение смешить окружающих.
Относитесь к детскому юмору серьезно. Поощряйте попытки шутить, даже если они не кажутся очень смешными. Прислушивайтесь к юмористическим опытам ребенка, не отмахивайтесь от них скучным «не говори глупостей».