Нейропсихолог: «В советские годы в школах было учиться легче»
Фото
Getty Images

«Я помогаю сыну с уроками, — признается мама третьеклассника Вити. — Мы полностью разбираем с ним домашнее задание, потом я сижу рядом, чтобы он не отвлекался, когда пишет. А творческие задания иногда вообще делаю сама — после русского, математики, английского, кружков — ну нет у ребенка сил клеить эту вашу ракету»

Психологи сетуют: современная школа, особенно начальная, большой стресс не только для детей, но и для родителей. Каждый раз это дилемма: с одной стороны ребенку нужна помощь, с другой — бьешь себя по рукам, ведь он должен приучаться все делать сам.

Екатерина Каширская
Екатерина Каширская
Психология, нейропсихология

Детский нейропсихолог, директор издательства «Пешком в историю»

«Мамы и папы начинают делать что-то вместе с детьми и за детей не потому что они плохие родители. Нагрузка в школах действительно часто чрезмерна. Многим детям тяжело после школы и дополнительных занятий снова сидеть и делать уроки до 10 вечера. И когда родители понимают, что уже пора спать, потому что завтра снова ранний подъем, а еще и половина не сделана, конечно их помощь выходит за рамки допустимого».

Эксперт подчеркивает: таким родителям не за что себя винить. В этой лодке вас — большинство, даже если у ребенка хорошая и школа и замечательный учитель.

«Программа школьная сложная, к тому же большинство детей идет в школу в 6,5-7 лет, — говорит Екатерина Каширская. — В советское время дети шли в школу ближе к 8 годам, а программа школьная была легче, нагрузка меньше. Год в этом возрасте большая разница. К тому же никто не требовал умения от детей читать. Сейчас же ребенок, который к первому классу не умеет читать — редкость. Их начинают учить еще в садиках. И жизнь им этот навык не облегчает. Мало кто быстро осваивает чтение и уже в 5 лет с удовольствием сам читает».

Нейропсихолог: «В советские годы в школах было учиться легче»
Фото
Getty Images

Шаг первый: визуализируем план

Мы, взрослые, как правило, держим все свои дела в голове. Но при этом постоянно что-то забываем, поэтому пользуемся «помощниками» — приложениями и ежедневниками. Что говорить про детей, у которых в голове нет никакого плана действий.

«Обязательно нужно составлять план на каждый день: что и в каком порядке мы делаем сегодня вечером, завтра, и так далее, — говорит нейропсихолог. — Вот, например, сегодня вторник. На завтра нужно сделать уроки по расписанию, а еще есть домашнее задание на урок в четверг, нужно решить, когда его лучше сделать. Можно завтра, но завтра тренировка, времени будет мало. Так что лучше сегодня. Все эти моменты проговариваем вслух и записываем. Внешнее планирование пригодится и для взрослой жизни».

На бумаге очень важно отмечать выполненные пункты плана: собрал ранец — жирно вычеркнул пункт, сделал упражнение по русскому — тоже вычеркнул. Всегда должна сохраняться зрительная опора: какой объем работы уже выполнен и сколько еще осталось. Это работает против тревожности и стресса.

Понятно, что с первого раза вряд ли получится. Нужно пробовать, искать варианты распорядка дня, который будет комфортен для ребенка. Один — не сможет делать уроки на голодный желудок, ему сначала надо перекусить. Другой, наоборот, после еды становится сонным и ленивым, значит сначала нужно позаниматься. Общее правило: время для уроков должно быть после отдыха.

Шаг второй: приучаем к самостоятельности

После того как ребенок научился планировать, ему нужно постепенно предоставлять свободу. Не нужно над ним сидеть.

«Вместе прочитали условие задачи, спросили ребенка — понятно, что задано? Если понятно, оставьте его в покое, пусть делает сам. Если что-то не понял, тогда надо разбираться, почему не усвоил тему.

Если мама чрезмерно тревожится, то может предложить ребенку выполнить задание на черновике. Но эксперт не советует злоупотреблять этим и не начинать сразу проверять выполненные задания. Желательно, чтобы сначала ребенок проверил себя сам. А потом уже может подключиться взрослый, который укажет на пропущенные недочеты.

«Если ребенок делает много ошибок, то черновик полезен. Но если их обычно 1-2, то потраченное время и усилия на двойную работу, того не стоят».

Шаг третий: не забываем радоваться

Может, это звучит смешно, но радоваться нужно после каждого выполненного этапа — что он сделан!

«Нужно приучать детей оценивать положительные результаты собственного труда. У ребенка должно возникать ощущение, что он молодец. Он же все-таки закончил задание, не мытьем так катаньем, и это хорошо!», — говорит Екатерина Каширская.

Еще больше интересного и полезного — в эфире «Детского радио». По будням в 22:00 слушаем программу «Каждый родитель желает знать».