Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Опять двойка: как нельзя реагировать на плохие оценки

Красные цифры в дневнике вызывает целую гамму чувств и у учеников, и у родителей. Кажется, что от них зависит, будет ли ребенок успешным и счастливым, когда вырастет. На самом деле это зависит от реакции родителей на оценки.

1 февраля 20211
Опять двойка: как нельзя реагировать на плохие оценки
Источник:
Getty Images

Какое содержание вкладывается в эту маленькую цифру, и какая реакция родителей на нее будет наиболее конструктивной? Пробуем разобраться вместе с педагогами-психологами.

Наталья Малетина

Педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы

Марина Серавкина

Педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы

Не одно и то же

Для начала мы обозначим два важных понятия: оценка и отметка. Оценка является информацией о качестве выполнения задания. Например: «Ты отлично выполнил задание! Молодец!» или «Ты выполнил задание лучше, чем в прошлый раз, но еще есть над чем поработать!» Часто после оценки выставляют отметку, тот самый балл или цифра, которую родители видят в тетради или электронном журнале.

Оценка может служить стимулом для ученика, чтобы показать лучший результат, и не наносит урон его учебной мотивации. Можно сравнить отметку с неким блюдом, приправленным соусом — оценкой. Собственный вкус блюда очень важен, но во многом он зависит от вкуса соуса, с которым его подают. Даже самый изысканный деликатес, приправленный неподходящим соусом, потеряет вкусовые качества или принесет множество неприятностей.

Каким же образом получается соус к отметке? Попробуем разобраться в ингредиентах.

Блюдо будет невкусным, если:

  • Обращать внимание только на отметки и не интересоваться другими достижениями ребенка.

  • Приравнивать отметку к личностной характеристике ребенка: если «5», то хороший, умный, аккуратный. Если «3» или «2», то неудачник, лодырь и т.д. Отметка — это характеристика конкретной работы или успехов в освоении определенного предмета.

  • Делать долгосрочный прогноз на основе отметок: получил «3», значит, всю жизнь будет посредственным, ничем не примечательным человеком, а если «5», то будет выдающейся личностью.

  • Взывать к долженствованию: «Ты должен получать только пятерки!» Это приведет к тому, что целью пребывания в школе станет гонка за отметками, а не за качеством знаний. Придется забыть и о расширении круга интересов, поиске того самого дела или области, которой он сможет увлеченно заниматься всю жизнь — на это просто не останется времени. А побочный эффект — синдром отличника у ребенка, который может испортить ему всю жизнь.

  • Чрезмерно эмоционально реагировать на отметки, превращая их в некую сверхценную идею, от которой зависит отношение и любовь родителей, а значит и все благополучие ученика.

  • Воспринимать отметку как оценку вашей роли родителя. Невозможно оценить весь вклад родителей в развитие и благополучие ребенка с помощью небольшой пометки в журнале. Размышляя таким образом, родители формируют у ребенка представление о том, что от школьной отметки зависит эмоциональное благополучие их семьи в целом.

Опять двойка: как нельзя реагировать на плохие оценки
Источник:
Getty Images

Блюдо получится вкусным и полезным, если:

  • Помнить, что ученик идет в школу за знаниями и развитием личности в целом, а не за отметками.

  • Принимать во внимание индивидуальные особенности ребенка. Именно из-за них, а не из-за лени какие-то предметы даются легче, а другие сложнее.

  • Сравнивать отметки ученика с его собственными достижениями, а не с достижениями детей подруг или родственников. Это даст возможность ребенку двигаться вперед, опираясь на собственный опыт и ресурсы, а не зеленеть от зависти.

  • Рассматривать отметку как свидетельство успехов в усвоении определенной области знаний или навыков.

  • Рассматривать отметки с позиции помощи, понимания и принятия. Если вы научите ребенка анализировать, каким образом у него получилось принести высокую отметку и почему в журнале появилась низкая, вы сделаете процесс обучения более осознанным, а ребенка ответственным за свои достижения. Увидев «5» в тетради, не поленитесь спросить: «Как у тебя получилось?! Что ты для этого сделал?»

  • Сохранять спокойствие и осознанность в ситуации любых отметок, так как интересная и многогранная личность вашего ребенка простирается далеко за пределы цифры в журнале или тетради.

Школа в жизни любого человека — интересное, богатое на события и людей время, запоминающееся на всю жизнь. Исходя из опыта, полученного в школе, ваш ребенок будет провожать в школу собственных детей. Отметки — лишь часть этого опыта и наша задача, сделать его усваиваемым и стимулирующим к дальнейшему развитию личности.

Если у родителей или ребенка возникнут вопросы или переживания, справиться с которыми сложно самостоятельно, можно написать в анонимный чат https://www.мырядом.онлайн или позвонить по телефону доверия: 8-800-200-01-22

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения