Психологи говорят, что помощь по дому поможет воспитать в ребенке инициативность, ответственность, организованность и умение работать в команде. И приготовление обеда или ужина вместе с мамой — идеальный вариант. Причем, в любом возрасте. Эксперты объяснили, какие дела на кухне можно доверить ребенку в зависимости от того, сколько ему лет.

От 2 до 17 лет: как ребенок должен помогать маме на кухне в зависимости от возраста
Фото
Getty Images

Возраст 2–4 года: раскладываем ингредиенты по мискам и перемешиваем.

«Привлечение детей на кухню в раннем возрасте (2-4 года) может помочь детям развить жизненные навыки и снизить привередливость в еде, — объясняет детский диетолог Эмбер Роденас. — Этот возраст особенно важен для развития пищевых предпочтений и обретения автономии. Кстати, придирчивость в еде обычно проявляется в этом возрасте».

Что касается кухонных задач, которые можно делегировать таким маленьким детям, Роденас призывает выбирать работу, которая способствует развитию моторики, а также помогает детям использовать по полной свои чувства — осязание, обоняние и вкус.

Например, попросив ребенка в возрасте от 2 до 4 лет насыпать заранее отмеренную муку в миску для смешивания, вы даете ребенку возможность потрогать муку, увидеть, как она падает в миску, и сформировать представление об этом ингредиенте на зрительном и тактильном уровне. Малышей также можно попросить перемешать жидкое тесто или салат, пока мама или папа держат миску.

4–7 лет: помощь в сервировке стола и уборке

Ненавидите убирать кухню и стол? Можете поручить эту работу вашим детсадовцам и младшим школьникам.

Мишель Шварц, детский эрготерапевт, говорит, что детям полезно усвоить такую организационную работу, и она поможет развить многие навыки.

«Например, сервировка стола улучшает когнитивные навыки, такие как сопоставление, многошаговые направления и различие право/лево», — говорит Шварц. Главное здесь — давать ребенкку четкие инструкции.

5–8 лет: приготовление простых блюд, определение этапов рецепта и их порядка

К тому времени, когда дети достигают этого возраст, у них появляются когнитивные способности, чтобы следовать списку инструкций в хронологическом порядке. Вот почему детский нейропсихолог и писатель Сара Аллен считает, что ребенок уже может выполнять шаги рецепта, которые вы расскажете, и самостоятельно понимать их порядок».

«Лучший способ стимулировать рост мозга во время приготовления пищи — это моделировать когнитивные процессы вслух. Что сначала, яйца или мука? Когда ставить блюдо в духовку? Что произойдет с едой, если я включу плиту на полную мощность? Эти рефлексивные вопросы требуют, чтобы мозг вашего ребенка установил нейронные связи, необходимые для решения проблем», — объяснила Аллен.

Психолог советует даже сыграть в забавную игру «Что на первом месте?». Поиграйте с последовательностью (например, «Ты бы сначала положил в тесто масло, а потом яйца?») Чем больше эмоций у ребенка, тем лучше идет процесс обучения.

8–10 лет: корректировка рецептов

Школьники начальных классов могут использовать навыки, полученные на уроках математики, чтобы, например, удвоить рецепт, и приготовить ужин не на одного, а на всю семью. Это требует понимания математики и умственных усилий. Зато это действительно мультисенсорный опыт с отличными визуальными эффектами.

9–12 лет: работа с более «опасными» кухонными инструментами и приборами (под присмотром)

Дети в возрасте от 9 до 12 лет могут взять на себя большую ответственность в процессе приготовления пищи. Начиная с первых лет этого возрастного диапазона, дети могут использовать ножи и уже самостоятельно готовить прямо на плите. Конечно, в целях безопасности эти задания следует выполнять, когда рядом есть взрослый.

13–15 лет: следовать более сложным рецептам и проявлять инициативу на кухне.

Начало полового созревания сигнализирует о начале нового этапа для детей на кухне. «В частности, подростки могут делать свой собственный выбор в отношении диеты, узнавать, как различные продукты питания влияют на их внешний вид и самочувствие, и находить способы быть более независимыми», — говорит лицензированный клинический психолог и клинический директор Эллисон Кава.

Увлеченный повар-подросток уже становится способным су-шефом со своим мнением об ингредиентах и ​​приготовлении еды. Помощь на кухне, которую они оказывают, должна быть максимально автономной.

16-17 лет: полностью готовить обед или ужин

Клинический консультант по психическому здоровью и психотерапевт Чадни Дрю говорит, что если попросить 16- или 17-летнего ребенка составить собственное меню и взять на себя инициативу в покупке продуктов и приготовлении еды, это «повысит уверенность в себе и даст возможность продемонстрировать семье свои умения». Кроме того, этакие вещи прививают необходимые навыки планирования и организации, которые помогут лучше ориентироваться во взрослой жизни.