Зачем читать ребенку вслух
Фото
Getty Images

Но иногда мы понимаем это, уже став взрослыми. И сожалеем: сколько времени упущено, какие полутона и нюансы мы упустили, не прочитав то или иное произведение в детстве — ведь с возрастом мы воспринимаем книги по-другому.

И круг замыкается: мы, уже осознав свою ошибку, заставляем читать собственных детей. А они — не хотят. У них другой язык, им чужды многие эмоции. У них клиповое мышление, и им сложно воспринимать образный текст. А еще их слишком рано развивают — и это тоже вредит!

Почему так происходит, и как привить любовь к чтению с малых лет — обсуждаем с экспертом.

Ольга Гвинджилия

Ольга Гвинджилия

Начальное образование

Учитель начальных классов московской школы № 2123, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, автор методических пособий и научный консультант Яндекс.Учебника

«Ребенку, который не читает, в сложном информационном мире придется очень непросто. Как бы мы не переводили информацию в визуальный контент, большая ее часть к нам все таки поступает в печатном виде. Чтение — основа любого обучения, без него жить невозможно.

Для того, чтобы ребенок читал, вокруг должен быть мир читающий. И тогда будет движение в сторону любви к книгам. Но оно тоже складывается из определенных шагов: от чтения вслух взрослыми детям до правильного расположения книг дома. Чтение — это не кнут, не пряник, и не убеждение. Чтение — это любовь».

Шаг первый: читаем вслух

«Книжная речь должна войти в жизнь ребенка не тогда, когда он сам уже научился читать буквы, а тогда, когда он впервые слышит эту речь из уст родителей, — подчеркивает эксперт. — Это очень важная история. Даже младенец, хоть еще и не разбирает слов, но вслушивается в звучание книжной речи, в эту интонационную составляющую.

Конечно, мы не можем говорить в этом возрасте о понимании текста, но звучание речи очень важно».

Причем, если ребенок уже умеет читать сам, это не значит, что чтение вслух надо прекращать. Это история не о лентяйстве, а о создании семейных традиций. Ведь можно не только читать, но и обсуждать.

«Я знаю родителей, которые читали детям до 5 класса, — говорит Ольга Гвинджилия. — Я всегда говорю, что звучание книги в маминых или в папиных устах, это совсем другое восприятие текста. И когда вы читаете вслух, у вас есть возможность поговорить, обсудить, увидеть, по-другому разложить материал»

Шаг второй: читаем при ребенке

Тоже очень важный момент. Малыш должен видеть, что чтение книг — это так же естественно, как играть в игрушки, общаться друг с другом. Вот он этот «мир читающий» вокруг. А если вы сами смотрите телевизор или зависаете в соцсетях и в этот же момент требуете, чтобы ребенок взял книгу — это неправильно.

Шаг третий: книги в удобном доступе

Ребенок не должен просить маму или папу достать книгу. Он должен иметь возможность в любой момент подойти и взять ее с полки. И тут, кстати, есть хитрость.

«Можно сыграть на том, что запретный плод сладок», — советует Ольга Гвинджилия.

Шаг четвертый: правильно выбираем книги для чтения

По словам эксперта, это самая болезненная тема.

«Мы иногда не понимаем, насколько серьезно изменилось читательское пространство, книжный мир, — сетует педагог. — Как правило, мы несем ребенку то, что мы читали в детстве. Мы же хотим поделиться лучшим. А ребенку это может быть не близко, непонятно. Особенно для первого самостоятельного чтения — правильный выбор невероятно важен. Это может как приблизить к чтению, так и оттолкнуть от него».

Фото №1 - Педагог: «Учить ребенка буквам в 3 года — тормозить его развитие»
Фото
Getty Images

Еще один вопрос, который волнует всех родителей, когда уже учить ребенка читать. Мол, чем раньше начнем, тем лучше подготовимся к школе.

Наш эксперт — резко против.

«Раннее обучение чтению — это процесс, который тормозит развитие, — категорична Ольга Гвинджилия. — В том числе и из-за этого сейчас растет число дислексиков и дисграфиков. Учить ребенка в три года буквам нельзя категорически, нужно чтобы созрели определенные доли мозга. Физиологически это происходит к 5-6 годам».

«Если ваш ребенок между делом сам выучился читать — это прекрасно. Но начинать учить сознательно, сажая за букварь — детей до 5-6, а кого-то и 6-7 лет — нельзя! Процесс созревания мозга — индивидуальная особенность».

Что почитать родителям

  • Марина Аромштам «Читайте!»

  • Юлия Кузнецова РасЧитайка. Как помочь ребенку полюбить чтение»

  • Римма Раппопорт «Читай — не хочу»

Еще больше интересного и полезного — в эфире «Детского радио». По будням в 22:00 слушаем программу «Каждый родитель желает знать».