Первый друг вашего ребенка

Однажды рядом с нашим малышом появляется кто-то, не менее значимый, чем мы. Его первый друг. Насколько долговечны первые дружеские чувства? Должны ли родители каким-то образом регулировать эти новые для ребенка отношения? Или лучше позволить друзьям самостоятельно осваивать неведомую территорию дружбы?

Фото №1 - Первый друг вашего ребенка

Дети начинают испытывать интерес друг к другу, как правило, в возрасте двух лет. Не последнюю роль в этом играют сами родители, обращая внимание малыша на играющих рядом сверстников. Тем не менее, даже если в песочнице дети постоянно находятся рядом, их контакты непрочны и мимолетны. Малыши очень эгоцентричны, они живут с ощущением, что их маленькая вселенная вращается вокруг них. Представьте себе, что играющие бок о бок карапузы – маленькие солнышки в своей планетарной системе. Конечно, им трудновато признать, что существуют и другие «миры». По мере взросления на смену детскому всемогуществу приходит более реалистичное ощущение себя и своего места в социуме (в семье, детском саду, песочнице). Маленькие дети вылупляются из скорлупы своего эгоцентризма и начинают видеть и воспринимать своих сверстников. Не всегда первые попытки общения оказываются удачными, ведь малышу пока неведомо, какую реакцию вызовут его действия у его маленького приятеля. Дети еще только учатся учитывать интересы друг друга, уступать и проявлять сочувствие. Поэтому наши наставления, а иногда и прямое вмешательство будут очень кстати на этом этапе.

Вместе мы – сила

Фото №2 - Первый друг вашего ребенка

По мере взросления ребенка его связь с родителями немного ослабевает и социальная вселенная малыша начинает расширяться, впуская в себя его первых друзей. Не случайно родителей очень волнует, сможет ли ребенок с кем-то подружиться, впервые придя в детский сад или в школу. Ведь для большинства взрослых способность с легкостью находить друзей – признак психологического благополучия ребенка, его социальной компетентности. А также уверенность в том, что он не будет чувствовать себя расстерянным и одиноким в незнакомой среде. Специалисты утверждают, что «пики дружелюбия» приходятся на три и шесть лет, то есть на те периоды, когда ребенок на пороге детского сада или школы чувствует сильную тревогу и неуверенность. Связанное с грядущими переменами ощущение обособленности и одиночества подводят ребенка к открытию: если ты не один, ты более защищен. Не случайно первая детская дружба напоминает влюбленность. Это чувство помогает ребенку, который пока не обладает достаточной силой характера и независимостью, получить своего рода «дополнительную страховку» в новом для него окружении.

Ему уже три, а у него все еще нет друзей

Некоторые дети, так же как и взрослые, более общительны, чем другие. Часто дети живущих относительно замкнуто родителей копируют семейную модель поведения. К тому же такие качества, как застенчивость, замкнутость, передаются по наследству. Помимо этого, способность находить себе друзей связана с чувством внутренней безопасности и уверенности в себе. Причина повышенной тревожности в семье может быть связана с нестабильностью в жизни взрослых, например частыми переездами или переменами няни. Чтобы побудить ребенка к общению, чаще приглашайте малышей на семейные торжества: в теплой домашней атмосфере ему будет легче проявить открытость и дружелюбие.

Друг помогает освоить ребенку территории, на которые он не осмелился бы ступить один, и выйти за пределы родительского влияния. Освобождаясь от родительской опеки, ребенок открывает собственное «я» и «я» других людей. За пределами дома ребенок получает возможность увидеть себя глазами своих друзей, смотрящих на него с позиции, совершенно отличной от маминой или папиной. Дети познают себя, отражаясь во многих зеркалах, и, складывая воедино эти отражения, выстраивают свой собственный мир.

Фото №3 - Первый друг вашего ребенка

Существует расхожее мнение, что дети всюду находят себе друзей и что эти встречи абсолютно случайны. На самом деле они, так же как и мы, понимают разницу между приятелями на пляже, с которыми вместе строят песочные замки, и друзьями, которым поверяют секреты. Выбирая себе друзей, некоторые дети бессознательно руководствуются своей потребностью быть рядом с кем-то, похожим на себя, чтобы в этом «удвоении» черпать силу и уверенность. Вы наверняка не раз замечали, как поразительно похожи бывают между собой друзья. Так, обнаружив, что из всей группы только они оказались в очках, две девочки наверняка поспешат стать подругами. Другие дети находят друг в друге замечательное дополнение, каждый из них помогает другому почувствовать себя более целостным, «делясь» недостающими качествами. Классический пример: самый робкий и тихий мальчик и ребенок-лидер, этакий сорвиголова. Такой союз может помочь тихоне выйти из своей раковины, особенно если он с трудом осваивается в новом месте. Правда, стоит повнимательнее относиться к таким тандемам. Более сильный и властный ребенок может несколько злоупотребить тем неограниченным влиянием, которое он имеет, в отношении более слабого. В таком случае стоит попытаться повлиять на сложившиеся отношения или даже разъединить друзей.

Фото №4 - Первый друг вашего ребенка
Фото №5 - Первый друг вашего ребенка

Для родителей способность их чада найти друзей – признак психологического благополучия.

Друг в беде не бросит

Дружеские отношения могут облегчить ребенку его тайные переживания. Часто отношения со своими братом или сестрой подпорчены соперничеством, завистью и ссорами. С друзьями же нечего делить. Друг может помочь преодолеть трудности, связанные с рождением братика или сестрички. Часто бывает, что именно в такие моменты завязывается крепкая дружба, и для некоторых детей это настоящий спасательный круг.

Фото №6 - Первый друг вашего ребенка

Малышам, как, впрочем, и многим взрослым, легче общаться вдвоем, чем в группе. Это связано с тем, что в семье они, как правило, сильнее привязаны к одному из родителей и имеют опыт поддержания в основном так называемых дуальных отношений. Поэтому для ребенка так велика значимость «лучшего друга» – того, кому можно полностью доверять, кто хранит секреты, разделяет твои интересы, кто самый сильный или самый веселый. Это важно для детей, которые всегда чувствуют себя немного уязвимыми во взрослом мире. Друг – двойник ребенка, его альтэр эго, рядом с ним сильнее чувствуешь радость существования, примиряешься со своими недостатками, легче переживаешь невзгоды. И даже свою сексуальную принадлежность дети острее осознают рядом друг с другом. Поэтому ребенок по большей части выбирает себе друзей своего пола. К тому же есть существенные различия в том, как общаются и играют мальчики и девочки. Маленькие девочки традиционно более сосредоточены на разговорах, они свободно проговаривают свои наблюдения и идеи в процессе игры. Общение мальчиков проходит скорее в действии, чем в беседах, а мальчишечий характер складывается в атмосфере соревнования. Мальчики часто сбиваются в «дружеские команды», чтобы вместе играть в мяч, гонять на велосипедах, а затем шумно обсуждать свои достижения. Общению же девочек свойственна камерность, атмосфера секретов и подчеркнутая обособленность.

Они поссорились

«Они сказали, что больше со мной не водятся!» Не считайте это пустяками! Ребенку сейчас очень нужны ваше искреннее участие и поддержка. Неприятие группы очень болезненно для ребенка, он еще не умеет отстаивать себя в подобных ситуациях и наверняка чувствует себя растерянным и подавленным. Прежде чем пытаться разобраться в случившемся, утешьте малыша и заверьте его в своей любви. Не стоит говорить ребенку, что он сам виноват в ссоре, иначе он почувствует себя «исключенным» и дома.

Ее подружка переехала

Для ребенка это действительно драматическая ситуация. Не обесценивайте чувства ребенка, отделываясь штампами вроде: «Дети повсюду находят себе друзей» или «Одного потерял, десять новых найдешь». Предложите малышке переписываться с подругой или время от времени созваниваться. Скажите ребенку о том, что все люди испытывают грусть в подобной ситуации, что вам тоже очень жаль, что ей пришлось пережить расставание. Уверьте малышку в том, что, когда ее печаль немного уменьшится, она сможет найти новых друзей, а вы ей в этом поможете.

Жених и невеста?

Фото №7 - Первый друг вашего ребенка

Проявляя интерес друг к другу и заводя друзей, дети начинают испытывать сильное любопытство к противоположному полу. Поэтому в детском саду нередко можно стать свидетелем настоящей идиллии. Умильная неразлучная парочка четырехлеток... Трогательные знаки внимания... Она помогает ему научиться правильно держать карандаш во время занятий, а он ревностно защищает ее и ее кукол от посягательств расшалившихся приятелей. Еще один малыш четырех с половиной лет увлеченно играет в доктора со своей подружкой. Влюбленность, которую испытывают дети, выражает те чувства, которые маленький ребенок переносит со своих родителей на сверстников: в возрасте между двумя и шестью годами дети проходят эдипову стадию. Перемещая в дружеский обиход свои чувства, ребенок получает возможность свободно выражать то, что порой так трудно бывает носить в себе. Наблюдая за детьми, родители легко приписывают им взрослые переживания. Но проявления детской сексуальности, хоть и выглядят порой похожими на взрослые, по сути своей таковыми не являются. Дети испытывают взаимную радость, подавая друг другу руку или глядя друг другу в глаза. Не стоит приписывать детям взрослые чувства и желания, негласно поощряя их раннее взросление.

Комментарии

0
под именем