какие игрушки должны быть у ребенка до года
Фото
Jean Carlos Pichardo/Unsplash
Мария ЗИБОРОВА
Мария ЗИБОРОВА
медицина

врач-педиатр

0–3 месяца

В этот период ребенок начинает различать контрастные, пятнистые полосатые узоры, находящиеся на расстоянии 30 см. Предпочтительными цветами на этом этапе будут красный, синий и зеленый. В 2–3 месяца кроха интересуется крупными яркими предметами. Поскольку он уже активно опирается на руки и уверенно удерживает голову, то может подолгу рассматривать ковер, занавески. Повесьте в его кроватку яркое полотенце или другой предмет, привлекающий внимание.

В первые три месяца жизни быстрыми темпами совершенствуется слух. Развивать его помогут игрушки, издающие мелодичные звуки.

4–6 месяцев

Малыш открывает для себя мир тактильных ощущений. Самое время предлагать ему разные по фактуре предметы — тряпочки, пакеты, шуршащие материалы. По мере снижения тонуса в руках малыш учится захватывать предметы ладошкой и постепенно начинает перекладывать их из одной ладони в другую. Предлагайте ему легкие, разные по текстуре и звучанию игрушки, чтобы развивать чувствительность рук, координацию движений и умение соотносить размеры предметов.

6–9 месяцев

В этом возрасте ребенок захватывает предметы уже двумя пальцами — большим и указательным. Кроха может долго и сосредоточенно собирать с тарелки крошки и особенно интересуется мелкими деталями, которые немедленно отправляются в рот. Будьте бдительны и не спускайте с малыша глаз!

9–12 месяцев

Ребенок учится разбирать и собирать предметы, строить несложные конструкции из кубиков, вкладывать одну в другую формочки, нанизывать элементы пирамидки. На этом этапе важно, чтобы взрослые показали малышу, как можно взаимодействовать с предметами. Так как кроха наконец-то обретает свободу маневра и постепенно осваивает вертикальное положение, ему понравятся движущиеся игрушки, которые можно катать, возить, толкать и бросать.

Лучшая игрушка в любом возрасте — та, с которой малыш может самостоятельно активно взаимодействовать: скрутить, согнуть, растянуть и сжать ее, открыть и закрыть, отсоединить и присоединить детали.

какие игрушки должны быть у ребенка до года
Фото
Yuri Shirota/Unsplash

Развивающий коврик или бизиборд

Детям всегда нравятся игрушки, сочетающие в себе разные функции. В первые месяцы жизни актуален мобиль для кроватки, который издает приятные нежные звуки, движется и вызывает интерес благодаря контрастным цветам. Двигающиеся или вращающиеся по кругу предметы фокусируют внимание малыша (а это очень полезный навык сосредоточения), помогают успокоить и развлечь. Помещать мобиль стоит на расстоянии 30–50 см, чтобы ребенок мог сфокусировать на нем взгляд, рассмотреть детали и со временем — дотянуться.

С 6–7 месяцев, когда малыш уже может сидеть и начинает исследовать свойства предметов, у него активно развивается моторика рук, полезно предложить ему развивающий коврик или бизиборд. В это время полезно взаимодействовать с игрушками, сделанными из разнородных материалов, учить малыша открывать и закрывать окошки, вытаскивать и вставлять вкладыши, нажимать кнопки, шуршать, греметь и пищать.

Развивающая панель помогает ребенку совершенствовать моторику рук, зрительно-пространственную координацию и ассоциативное мышление. Малыш постепенно начинает понимать, какие движения необходимо воспроизвести, чтобы достать, схватить, потянуть. Покажите ребенку фигурку, покрутите ее, подведите к игрушке детскую ручку и покажите, как можно ее «оживить». Наблюдайте за крохой: если он утратил интерес к забаве, уберите панель, а через некоторое время снова предложите ее ребенку.