трагедия в казани причины
Фото
Justin Paget / Stone / Getty Images

В Казани продолжают разбираться в причинах страшной трагедии, которая унесла жизнь 9 человек. Напомним, утром 11 мая 19-летний Ильназ Галявиев устроил стрельбу в гимназии №17. Погибли 7 учеников 8 класса и 2 учительницы. 24 человека оказались в больнице.

Глава Следкома Александр Бастрыкин уже связал жуткую трагедию с тем, что в школе не было нормальной охраны. Договор с охранным агентством существовал лишь на бумаге, на деле он оказался филькиной грамотой.

«Директор в свою очередь обосновывала отсутствие охраны отказом родителей платить за нее», — уточнили в пресс-службе СК.

Но давайте рассуждать логически: охрана — не панацея от обезумевшего психопата. И вместо того, чтобы баррикадироваться в школах, надо понять: что заставляет школьников подражать «Колумбайну», брать в руки оружие и убивать? И как убедить своего ребенка не поддаваться массовому помешательству? Ведь, если посмотреть соцсети, понятно: Галявиев уже стал чуть ли не героем среди подростков.

Виктория Шиманская

Виктория Шиманская

Психология

эксперт по развитию эмоционального интеллекта, преподаватель МГИМО, МИП, создатель академии современных родителей Skillfolio

«Человек идет на крайнюю меру, когда хочет, чтобы его услышали, обратили на него внимание. Но не знает, как другими действиями или словами выразить свою позицию. И важно до этой крайней меры не доводить: чтобы каждый, даже ребенок дошкольного возраста, был услышан сразу.

Плохо, если мы не слышим ребенка, не учим его выражать свою позицию словами, сами однотипно реагируем на его разные ситуации или проблемы. Задача родителей — быть теми, кто слышит ребенка в любом возрасте. Не идет на поводу его капризов, но понимает их причину и выстраивает общение, исходя из этого».

Но с маленькими проще: у них что на уме, то и на языке. Чем ребенок становится старше, тем больше он скрывает от родителей. И очень часто мамы и папы, чьи подростки попадают в сложные ситуации, потом растерянно разводят руками: «а мы не знали, а он/она нам ничего не говорил(а)».

Ситуация на самом деле тревожная: в соцсетях есть множество групп, в которых пропагандируют и скулшутинг, и суицид, и многое другое, от чего волосы становятся дыбом. Детей не просто подталкивают к черте, их обучают, как правильно причинить вред себе и окружающим. И руководят этими группами, как правило, взрослые.

трагедия в казани причины
Фото
Getty Images

В эфире программы «Каждый родитель желает знать» на «Детском радио». Виктория Шиманская объяснила: для подростка категорически важно, чтобы у него был, как минимум, один наставник — значимый взрослый, человек, который помогает ему развиваться.

«Важно, чтобы у родителей был контакт с ребенком, — еще раз подчеркивает Виктория Шиманская. — Внимательный родитель всегда увидит, если поведение его сына или дочери изменилось. Знать, с кем ваш ребенок общается, чем увлекается — это сегодня чуть ли не единственная возможность профилактики негативного влияния. И начинать нужно, чем раньше, тем лучше. Очевидно, что в ситуации со стрелком в Казани, тревожные симптомы родители могли уловить еще в 12-13 лет, но упустили это».

Если у подростка нет взрослого, которому он будет доверять, ему может встретиться человек, который окажется серьезным манипулятором. И чтобы распознать его, у подростка должен быть развит навык критического мышления.

«Если вы не знаете двух-трех ближайших друзей своего ребенка, а при этом он все равно с кем-то постоянно общается, неважно как, онлайн или непосредственно на улице, то это для вас тревожный сигнал: вы не знаете ничего о своем ребенке»

Кто в зоне риска?

В первую очередь очень общительные дети, которым при этом важно мнение окружающих людей. Они легко попадают под чужое влияние.

«Если вы видите, что ваша дочка сегодня хочет прическу, как у одной подружки, завтра — как у другой, а сама никакой тренд не предлагает, значит есть риск, — приводит пример Шиманская. — Значит надо поработать с самооценкой, с возможностью понять свою уникальность, подумать, чему вы можете ее научить, развить новые таланты, способности, навыки. Чтобы она не была ведомой, а сама становилась примером».

Как распознать манипулятора — три простых шага

«Рассказывайте о случаях мошенничества, в том числе и на своих примерах, если они есть, советует Шиманская. — Объясните, что главная задача манипулятора — отделить ребенка от семьи».

Первый шаг

Они всегда говорят то, что важно подростку. «Да ты самый крутой. Да тебя родители просто не понимают. А ведь можешь то-то и то-то…». Это вызывает симпатию и доверие.

Второй шаг

Они начинают давить на разногласия — они ведь есть в любой семье, это нормально. Через сопереживание пытаются отделить подростка от близких.

Третий шаг

Проверка, элемент челленджа. Подростку предлагают пойти и что-то сделать. Может быть возьмут на «слабо». Так манипуляторы проверяют, смогут ли они внушить ему потом все, что угодно или с этим ребенком такое не получится.

«Распознание этих трех шагов позволит ребенку самому выявить манипуляцию, — говорит Шиманская. — Понятно, что нет предела разнообразию сценариев, но то, что у манипулятора есть некая схема действия, об этом подростку надо рассказать обязательно».