проблемы с речью у ребенка
Фото
Adam Winger/Unsplash
Елена Косинова
логопедия

логопед-практик, автор детских обучающих пособий издательства «Творческий Центр Сфера»

t.me/logopedkosinova

Почему детей с нарушениями речи становится все больше

В 70–80-е годы о профессии «логопед» слышали разве что родители в больших городах. Большинство узнали о существовании таких специалистов из фильма «По семейным обстоятельствам» — фраза про «фефекты фикции» сразу же ушла в народ. Кстати, монолог логопеда в исполнении Ролана Быкова о причинах речевых нарушений остается актуальным и по сей день: «Вот вам и дефекты дикции… А почему? Нервы, засорение атмосферы, водоемов…».

Если серьезно, все причины логопедических нарушений можно разделить на две большие группы: условно медицинские и социальные.

Медицинские причины

Любая функция в нашем организме (а речь — это высшая психическая функция) обеспечивается работой определенных отделов нервной системы. Прежде всего — головного мозга. Для того чтобы у ребенка появилась и правильно развивалась речь, у него должна быть здоровая и зрелая нервная система. Если в процессе беременности и/или родов малыш испытал какие-то неблагоприятные факторы, то созревание будущих речевых центров может протекать с задержкой. Только к тому моменту, когда мы ожидаем первых слов и предложений, проблемы с беременностью и родами забываются, и взрослые не связывают задержку или речевые недостатки с событиями прошлых лет. Вывод какой? Если у ребенка есть проблемы с развитием речи, обращаться нужно не только к логопеду, но и к детскому неврологу. Он проведет обследование и скажет, нужна ли малышу помощь врача или можно обойтись только логопедическими занятиями.

Социальные причины

Речь в далекие времена появилась для общения. И развиться у ребенка она может только в процессе общения. К сожалению, многие взрослые не очень понимают, что стоит за этими словами. Речь на начальных этапах развивается только в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым на основе подражания с опорой на слуховое восприятие. Иными словами, чем меньше взрослые общаются с ребенком и реже используют для этого обычную «взрослую» речь, тем выше риск всевозможных нарушений и отклонений в говорении у ребенка.

Разговор или имитация общения?

Многие взрослые возразят: да мы с утра до ночи общаемся со своим ребенком! Но когда ко мне обращаются за помощью, я всегда стараюсь качественно проанализировать общение в семье. И часто вижу, что это лишь имитация. Да, ребенка возят по кружкам и развивающим центрам, учат его английскому, он смотрит познавательные шоу и т.д. Но все это не является настоящей совместной деятельностью!

Общение взрослого с ребенком должно проходить на основе ведущей деятельности, соответствующей возрасту. Например, с года основная ведущая деятельность малыша — это освоение мира путем разных действий (на языке специалистов — предметно-манипулятивная деятельность). И если взрослый показывает ребенку, как строить из кубиков, какая крышка подходит к какой кастрюльке, учит его лазать, прыгать, ходить по лесенкам и при этом говорит с малышом — это и будет качественная совместная деятельность. В 3 года ведущая деятельность — это игра. Вам может быт скучно играть с ребенком в больницу или следопытов, но именно в процессе такого общения формируется и развивается речь. На эту тему я много рассказываю в своих каналах в Телеграмм и в Яндекс Дзен.

проблемы с речью у ребенка
Фото
Ricky Turner/Unsplash

Формула для анализа

Зная, что речь развивается через общение в процессе актуальной для возраста деятельности, каждый родитель может проанализировать реальное положение вещей. В гаджете есть классная развивающая игра. А это совместная деятельность? Нет. Значит, стоит выбрать что-то другое.

Может, тогда займемся чтением? Ребенку уже 3 года, к тому же это совместная деятельность. Плохая идея — такая работа не соответствует возрасту и потребностям малыша. Значит, мозг будет тратить огромное количество ресурсов на чтение и их не хватит на то, что на самом деле должно быть усвоено.

Самые популярные нарушения речевого развития

Чаще всего в современном мире диагностируются задержки речевого развития, системные нарушения речи (ребенок начинает говорить, но развитие речи идет неправильно, по патологическому пути), нарушения звукопроизношения, заикание, нарушения и трудности в освоении чтения и письма. Отдельная проблема — бедный или не соответствующий возрасту словарный запас.

Тест на словарный запас ребенка 5–6 лет

  • Первый тест. Попросите ребенка назвать (не показать, а назвать!) части целого какого-то предмета: части лица и тела (брови, ресницы, затылок, подбородок и т.д.), части дерева (ствол, кора, ветки, почки), части чайника (носик, донышко и т.д.), части самолета, парусника и т.д. Часто можно услышать очень интересные варианты. Ресницы — это волосики, подбородок — борода или подбородник, ствол — столб и т.д.

  • Второй тест. Попросите ребенка рассказать, чем отличается стул от дивана, огурец от помидора или от баклажана. В идеале ребенок должен указать различия в цвете, форме, размере. Описать те части, которыми отличаются предметы.

  • Третий тест. Попросите ребенка объяснить любое слово: «стул», «огурец», «планшет», «ручка».

Почему это важно? Дело в том, что освоение русского письменного языка, со всеми его правилами и исключениями, должно опираться на четкие лексические и грамматические представления ребенка в практическом плане. То есть у ребенка должен быть богатый словарный запас. Это поможет ему, например, быстро подбирать проверочные слова.

У логопедов есть понятие «бытовой словарь». Ребенок может знать всех супергероев, динозавров и названия марок автомобилей, но если он не знает части дерева и где живут лесные звери, специалист диагностирует проблему. Чтобы этого не случилось, родителям важно помнить: в первые пять лет жизни человек способен запомнить столько слов, сколько не сможет запомнить в будущем. Поэтому с ребенком надо целенаправленно заниматься уточнением, обогащением и расширением словарного запаса.

проблемы с речью у ребенка
Фото
Pexels/Antoni Shkraba

Пособия для родителей

Для того чтобы сделать занятия увлекательными, я советую использовать пособия издательства «Творческий Центр «Сфера» — это серия «Формируем словарный запас», которая включает 5 рабочих тетрадей, ориентированных на детей в возрасте 4–7 лет. Каждая из них охватывает разные лексические темы: «Овощи», «Деревья», «Страны», «Города», «Школа», «Время». На страницах пособия сформулированы задания, которые будут полезны для развития вокабуляра.

Достоинство этих пособий состоит в том, что ребенок знакомится с новыми словами в игре. Он не просто рассматривает картинки, а совершает разные действия: обводит картинки, соединяет их друг с другом, раскрашивает. Играет в мяч или прыгает, но особым образом — вспоминая то, что запомнил во время занятий. Тут много упражнений для занятых родителей, когда можно повторять новые слова, не усаживая ребенка за стол: в машине, на даче, в очереди.

Многие слова, которые учат с ребенком родители и педагоги, без надобности быстро забываются. Например, ребенок запомнил названия частей лица и тела человек. Как закрепить их? Можно предложить такое задание: расскажи, чем я отличаюсь от тебя, чем эта девочка отличается от мальчика. В подобные игры можно играть везде, сравнивать все, что видишь. И постепенно словарный запас будет накапливаться и обязательно пригодится в будущем.

Мы совместно с издательством «Творческий Центр «Сфера» решили помочь сделать занятия увлекательными и разыграть 3 комплекта пособий:

  • Комплект. Домашние логопедические тетради.

  • Комплект самые нужные игры.

  • Комплект Грамматические тетради.

Для участия в розыгрыше переходите по ссылке.