Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«После развода ребенок начал рисовать странные картинки»

Детское творчество — отражение внутреннего мира юного художника. То, как малыш изображает семью, какие цвета и линии использует, может многое рассказать о его психологическом состоянии. Разбираемся в проблеме вместе с экспертом.

19 января 2021
«После развода ребенок начал рисовать странные картинки»
Источник:
Getty Images

«Не знаю, можно ли что-то понять по рисункам из сада. Мальчик, 6 лет. Родители развелись, когда ему было 4 года. Проявляет агрессию, очень нервный, часто плачет когда не получается что-то». 

К.Л.

Вера Золотых

семейный психолог, психоаналитик

Творчество — это окно в мир ребенка. Изучая рисунки, поделки, аппликации можно узнать о том, что чувствуют и переживают дети, о чем они думают и мечтают. Многие родители, зная об этом, обращаются к психологам с просьбой проанализировать рисунки своих детей.

У диагностических рисунков есть свои особенности: для того, чтобы рисунок стал «говорящим», с ребенком обязательно проводится беседа, в которой психолог узнает, что малыш хотел нарисовать, обращает внимание на детали, как взаимодействуют персонажи рисунка между собой, что бы он хотел исправить или добавить, уточняет какие-то фактологические данные из жизни. Важно и то, что во время создания рисунка психолог не «учит» малыша как правильно рисовать, а предоставляет ему полную свободу для самовыражения.

У нас есть три рисунка одного мальчика, у которого развелись родители. По словам обратившейся к нам читательницы, малыш проявляет агрессию и не может контролировать эмоции.

1 из 3
Источник:
личный архив

На что можно обратить внимание, не имея возможности побеседовать с ребенком.

Выбор цвета — на всех трех рисунках цвета достаточно яркие, их большое количество, они адекватно подобраны относительно тематики рисунков, что может свидетельствовать о том, что ребенок очень живой, способен испытывать широкий спектр эмоций.

Техника исполнения рисунков, то есть то, как ребенок проводит линии и наносит штриховку, говорит о высокой эмоциональной экспрессивности, активности, возможно, даже импульсивности.

Рисунок, на котором мальчик изобразил семью, говорит нам об испытываемых к ней теплых чувствах. Мы не знаем, кого именно изобразил ребенок в качестве членов своей семьи, но, судя по рисунку, между ними очень близкая связь, больше напоминающая слитость. Мы можем предположить, что ребенок воспринимает границы между членами семьи как размытые. Здесь возможны два варианта событий — это либо желание мальчика объединить членов семьи между собой и действительно устранить существующие границы, либо действительное слияние всех членов семьи, когда эмоциональная связь настолько тесная, что отделить себя от других практически невозможно.

В письме говорится об агрессивности ребенка, трудностях в принятии своих неудач. Соотнеся этот факт с его рисунками и возрастом, исключая при этом наличие неврологических проблем, в качестве индивидуальной особенности ребенка может выступать еще недостаточная зрелость его нервной системы.

В ситуациях, вызывающих фрустрацию (когда нам что-то мешает или не получается), ребенок оказывается не в состоянии контролировать свои чувства и может быть не сдержан в проявлении своей злости. Это, в том числе, может быть связано с тем, что в семье в силу такой близкой связи может копиться большое количество напряжения, которое находит выход, например, в детском саду или на детской площадке.

«После развода ребенок начал рисовать странные картинки»
Источник:
Getty Images

Что можно порекомендовать в этой ситуации

Во-первых, обратить внимание на границы членов семьи, насколько у каждого из них есть возможность иметь своё пространство, время наедине с собой и для себя, индивидуальные вещи и занятия.

Во-вторых, что касается агрессии, обязательно нужна обратная связь ребенку о его действиях, когда он кому-то причиняет боль.

В-третьих, малышу важно научиться распознавать свои эмоции, например, злость. Для этого, когда взрослые видят, что ребенок злится необходимо проговаривать это и разделять с ним эти чувства: «Я вижу, что ты злишься, наверное, я бы тоже разозлилась на твоем месте, но бить других нельзя, давай мы лучше побьем подушку или покидаемся мягкими игрушками». Вариантов может быть много.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения