Прыгать, скакать, хлопать: подготовку к школе можно начинать с двух лет

Мы хорошо усвоили истину: движение — жизнь. Родителям малышей надо запомнить еще одну: движение — основа интеллектуального развития.

Фото
Robert Decelis/Getty Images

Вы скажете: исходя из этого — каждый малыш потенциальный Эйнштейн. И чем глубже у него «шило в попе», тем выше вероятность, что ребенок станет гением. Так ли это? Разберемся с экспертом.

Елена Тимощенко

Елена Тимощенко

Логопедия

Нейрологопед

«Программа двигательного развития должна присутствовать в жизни детей уже начиная с двухлетнего возраста. Мы говорим об активной работе руками, ногами, а также о перекрестных движениях. Все это влияет на развитие межполушарного взаимодействия. В дальнейшем оно будет необходимо ребенку для обучения чтению и письму».

Когда и с чего начинать

Начинать нужно с самого раннего возраста и с самых простых движений. В 2 года поднялся и спустился с лесенки, прошел по скамеечке. В 3 года — пролез в обруч, несколько раз присел и подпрыгнул.

Способность управлять движениями, запоминать их порядок, действовать по правилам, — все это формирует области мозга, ответственные за мотивацию, а также умение регулировать свое поведение.

К 5 годам дети в идеале выполняют целые программы движений. Кроме того, они должны уметь плавать и ходить на лыжах или хотя бы учиться этому.

Но не стоит записывать ребенка в несколько секций подряд, лучше придумайте, как внести разнообразие в ваш совместный досуг.

Обратите внимание — движения ребенка должны быть целенаправленными, а не хаотичными. Иначе такая активность не даст положительных результатов, а лишь измотает малыша.

Фото
Andrew Rich/Getty Images

Как самому понять, на что способен ребенок?

Попробуйте сделать с ним зарядку. Посмотрите, сможет ли он удерживать внимание на одном задании, выполняет ли упражнения в нужном порядке. Пусть он пробует повторить комплекс без вашей подсказки, а если ему сложно, то подберите более простую последовательность: 2-3 движения или 2-3 упражнения.

Чем это поможет в учебе?

Определенная программа действий, необходимость определенным образом расположить части тела влияют на формирование пространственных представлений. Именно они позднее лягут в основу развития математических способностей, а также речи ребенка.

Чем «за столом» отличается от «около стола», как это «обойти вокруг дома» и почему недостаточно просто выйти «из него»? Большинство предлогов направлены на действия и расположение в пространстве. Чтобы правильно их употреблять, малыш должен проделать все эти движения телом. Ведь любое формирование новых представлений о пространстве идет от собственного тела ребенка.

Как заниматься с малышом?

Поначалу стоит заниматься вместе — все показывать и рассказывать. Постепенно стоит приучать к самостоятельности. Когда у ребенка начала получаться определенная последовательность действий, попросите, чтобы он проговорил их для вас.

«Способность соотносить движения с речью очень хорошо развивает мозг ребенка, — объясняет Елена Тимощенко. — Поэтому мы иногда рекомендуем водить детей на танцы, особенно фольклорные: там учат не только двигаться, но и петь».

Попробуйте повторить и проговорить с ребенком такую комбинацию:

  • руки вверх;

  • два хлопка;

  • присели.

Ну а читать-то когда?

Подготовку к школе в привычном нам понимании можно начинать с 5 лет. Но не заучивать отдельные буквы алфавита, а постепенно обучать детей звуковому анализу слов, умению слышать звуки, а потом уже и читать их.

«Если буквы просто выучить, потом ребенку будет сложно собрать из них слоги», — говорит наш эксперт.

Когда малыш начинает осваивать новые навыки, не стоит забывать о минутках физической активности. Такие перерывы помогают переключать мозг с интеллектуальных задач на двигательные.

Еще больше интересного и полезного — в эфире «Детского радио». По будням в 22:00 слушаем программу «Каждый родитель желает знать».

Комментарии

1
под именем
  • Все комментарии
  • Интересно, спасибо, не знала, что движения так важны