Рассеянный ребенок: причины, как помочь
Фото
Getty Images

Рассеянному малышу сложно долго удерживать внимание на чем-то одном: он легко переключается с предмета на предмет, быстро забывает, о чем его только что попросили, или куда он положил игрушку. В школе ребенку со слабой концентрацией будет сложно, поэтому скорректировать особенности поведения нужно до того, как он станет первоклассником.

Да, скорей всего вам понадобится комплексный подход: с участием невролога, психолога, других специалистов. А дома развить внимание помогут специальные игры. Играть можно всей семьей или собрать команду ребятишек.

Кстати, даже если у малыша нет проблем с вниманием, такие занятия будут хорошей профилактикой рассеянности. В дошкольном возрасте с помощью игр дети исследуют и познают мир, учат концентрироваться, общаться друг с другом и быть самостоятельными. Принимая участие в детских забавах, родители помогают им стать более внимательными, развить память, расширить словарный запас.

Ирина Минченко

Ирина Минченко

Педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы

Надежда Марко

Надежда Марко

Педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Москвы

«Найди предметы»

Игра помогает улучшить способность к концентрации.

Правила: Возьмите книги с картинками, журналы, пролистайте и определитесь, какие предметы будете искать: посуда, мебель, овощи, животные, птицы, насекомые. Например, вы выбрали фрукты. Задача ребенка, пролистывая книги вместе с вами, внимательно исследовать каждую страницу в поисках нужных картинок. Можно устроить соревнование — кто первый найдет предмет на картинке. Для этого лучше использовать издания большого формата.

Рассеянный ребенок: причины, как помочь
Фото
Getty Images

«Найди предметы в комнате»

Помогает развить не только внимание, но и восприятие, и зрительную память.

1 вариант. Правила: Взрослый заранее расставляет предметы в комнате так, чтобы они сливались либо по форме, либо по цвету. Задача родителей — не спрятать предметы, как в игре прятки, а расставить их так, чтобы они были на виду, и в то же время скрыты. Например, синяя ваза на фоне синей шторы. Задача ребенка — внимательно осмотреть комнату и найти все предметы.

2 вариант. Правила: Ребенок вместе со взрослым внимательно осматривает комнату: какие предметы в ней находятся, старается запомнить все нюансы. Затем ребенок на время выходит из комнаты, а взрослый меняет или переставляет местами предметы. Задача ребенка — понять, что же изменилось.

Почему ребенок рассеян — 3 основных причины

  • Переизбыток информации. По отношению к современным детям это особенно актуально.

  • Неправильное питание. Организм недополучает полезных веществ.

  • Малоподвижный образ жизни, переутомление. В

 «Семейный альбом»

Помогает в развитии внимания и памяти.

Вместе с ребенком просматривайте ваши совместные фотографии. Детям очень нравится рассматривать снимки, особенно те, на которых есть они сами. Но самое главное — вы вместе с ребенком погружаетесь в радостные моменты прошлого, заново переживаете это, активизируете процесс внимания. Каким образом?

Правила: После просмотра фотографий можно спросить: «А помнишь ту фотографию, где ты строил башню из песка?  Не помнишь, какие там рядом были предметы? Какого цвета была лопатка? Кто был рядом с нами на фотографии?».

Когда надо обращаться к врачу?

Консультация профильного специалиста может понадобиться, если есть гиперактивность, синдром дефицита внимания, болезненность, гиперчувствительность. Можно обратиться к педиатру или детскому неврологу.

«Найди и дотронься»

Ребенок учится не только концентрировать внимание, но и различать цвета и запоминать их названия. В нее можно играть с раннего возраста.

Правила: В течение 30 секунд ребенок в комнате ищет как можно больше предметов определенного цвета. Например, все красные. Взрослый фиксирует результат в листе достижений: отмечает, сколько предметов и какого цвета он нашел, насколько быстро это получилось. После можно обсудить, в чем были трудности или как ему удалось так быстро найти эти предметы.

Кстати

Вы можете поменяться ролями и сделать ведущим ребенка, так как ему важно чувствовать себя главным и значимым, учиться принимать решения. Кроме того, игры делают нас более эмоциональными и жизнерадостными, дают возможность вернуться в детство, пусть и ненадолго.