Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Путь в большой мир

Наступает момент, когда малыш начинает наконец уверенно топать – «приходит в мир». Как помочь ему расширить границы вселенной и постепенно установить прочные связи с другими людьми?

29 ноября 2010
Путь в большой  мир

С рождения до 6 месяцев: ребенок существует благодаря окружающим

С научной точки зрения общение малыша с окружающим миром начинается… еще до рождения. Хорошо известно, что будущий малыш ясно различает голоса своих родителей. И в первые дни жизни в новом мире они дают малышу возможность чувствовать себя в безопасности. Тем не менее этот период пока еще вряд ли можно определить как социализацию: отношение ребенка к родителям носит в основном эмоциональный характер. Ребенку на самом деле очень важен контакт и внимание других – в данном случае его родителей, чтобы ощущать себя. Ваш взгляд для него – как зеркало, посредством которого ребенок чувствует, что существует. Очень рано, с 3 месяцев, он начинает замечать различия между матерью и отцом: сучит ножками и шумит, когда знает, что приближается отец, а перед приходом матери довольно жмурит глаза. В этом же возрасте после первых «случайных улыбок» − признаков просто хорошего настроения − малыш начинает улыбаться и в ответ вам – он общается!

Совет родителям: смотрите на него! Укрепляйте семейные связи малыша с папой, братьями и сестрами – это первые звенья его общения. Главное – постоянно разговаривать с ребенком и смотреть на него, через взгляд он получает вашу любовь и поддержку извне. В ответ у него рождается желание смотреть на других.

Путь в большой  мир

С 6 месяцев до 1 года: желание общения

Зрение и слух ребенка развиваются и становятся тоньше… Вы удивитесь, когда заметите, какой полный обожания взгляд он бросает на старших братьев и сестер. Малышам очень нужно внимание со стороны более старших детей. Теперь ребенок внимательнее изучает окружающий мир и начинает осознавать, что его мама отличается от всех прочих. К 8 месяцам это приведет к регрессивной фазе – так называемому страху разлуки, во время которой ребенок будет выражать недовольство или испуг при виде других лиц, − в это время он хочет видеть рядом только маму. Вас это не должно огорчать, потому что парадокс состоит в том, что малыш приближается к новому этапу социализации – другой человек становится по-настоящему другим, во всей его неповторимости. Между 9 месяцами и годом ребенка притягивают одни лица и отталкивают другие. Это начало формирования так называемых избирательных симпатий.

Совет родителям: положитесь на время. Поощряйте общение ребенка с отцом, и вам необязательно находиться в это время поблизости. Отец, таким образом, берет на себя роль учителя, который посвящает ребенка в навыки общения. Ваш малыш любит, когда вы его щекочете, поете ему песенки, декламируете считалки, когда реагируете словами на его эмоции. Но не переусердствуйте: необязательно заполнять словами весь день. Детский психолог Эммануэль Ригон говорил по этому поводу, что слишком мощная стимуляция в нежном возрасте убивает стимуляцию. У ребенка должна быть возможность побыть одному, чтобы почувствовать разницу… и интерес к настоящему общению. Когда вы заняты ребенком: купаете его, меняете подгузник, кормите, – постарайтесь не отвлекаться ни на что другое, по-настоящему быть вместе с малышом. Радио, телевизор, разговор с подругой по телефону создадут ситуацию «отсутствия всякого присутствия». Чем более искренней вы будете в общении с ребенком, тем сильнее будет его желание общаться с вами.

Путь в большой  мир

С 1 года до 2 лет: время открытий

В возрасте 1 года ребенок жаждет новых контактов. В это время знакомство с малышом того же возраста очень ценно, потому что оно позволяет погрузиться в новое окружение, отличное от его собственной семьи. Важное значение в процессе социализации будет иметь ходьба: ребенок исследует мир, взаимодействует с другими и уже выбирает, с кем общаться! Иными словами, его горизонты с каждым днем расширяются. Можно помочь малышу расширить круг его общения, представив ему своих знакомых. Ребенок сам будет подсказывать вам, что ему интересно, указывая пальцем на людей или предметы, – это важная фаза, и от вас требуется немедленный отклик! В этом возрасте важно начать формирование речи ребенка – основу его общения в будущем. В то же время, что касается игр, пока еще нельзя сказать, что ребенок играет с другими детьми: он играет самостоятельно рядом с ними. «Другой» для ребенка – пока еще чужак, способный лишь отнять у него лопатку в песочнице.

Совет родителям: избегайте конфликтов с другими. По-ощряйте ребенка к контакту с другими людьми, но не заставляйте его предлагать им свои игрушки и не приводите кого-то в пример. За редкими исключениями маленькие дети – не филантропы! Именно вы должны объяснить ребенку, что хорошего он получит от общения с другими. «Если ты дашь ему по- играть свою игрушку, он даст тебе свою». Вот почему в этом возрасте важны ясли, где есть набор общих игрушек. И там всегда необходимо вмешательство извне, чтобы усмирить споры.

Занятия вне детского сада – танцы, рисование, школы раннего развития и прочие – очень важны, ведь они дают ребенку возможность пожить другой жизнью, в ритме, отличном от привычного. Другие правила, меньшее количество детей. В общих играх дети учатся проигрывать, учатся быть рядом с другими. Когда дети играют в настольную игру, предложите им разбиться на мини-команды, чтобы они почувствовали радость от общей победы.

Путь в большой  мир

С 2 до 3 лет: совершенствование восприятия окружающих

В этом возрасте ребенок уже осознает свои отношения «по вертикали» с родителями и «по горизонтали» − с братьями и сестрами. Такая семейная схема поможет ему выстроить социальные и эмоциональные связи с другими – с равными или с теми, кому он должен подчиняться. Ребенок в этом возрасте уже не так нуждается в опеке со стороны семьи. Напротив, если он растет в «инкубаторских» условиях и общение его ограничивается только семьей, а в основном матерью, он рискует вырасти настоящим отшельником. Поощряйте общение малыша с другими детьми, даже если он пока не может завести настоящих друзей.

Совет родителям: будьте внимательны к застенчивому ребенку. В игровых комнатах и яслях все сделано для того, чтобы дети общались – пусть даже всего в течение нескольких часов. И напротив, переход в детский сад – более деликатное дело, потому что теперь на одного взрослого воспитателя будет приходиться уже не 8, а 30 детей. Преждевременный переход к школьным порядкам может охладить желание ребенка общаться и оставить плохие воспоминания. Если вам кажется, что к 2 годам ваш малыш еще плохо говорит, не думайте, что в саду он получит навыки общения – скорее наоборот, он может замкнуться в себе. Подождите 6−8 месяцев. Вопреки устоявшимся стереотипам и представлениям детский сад с 2 лет – не лучшее средство избавить ребенка от застенчивости. Ну а тем, кто уже свободно держится со своими сверстниками, детский сад принесет пользу.

Путь в большой  мир

С 3 до 4 лет: первые друзья

3 года – какой важный этап! Дети начинают по-настоящему общаться, и рождаются первые дружбы – этому способствует поступление в детский сад. Еще один важный прорыв: дети способны различать в своей группе талантливых, лидеров, умелых и ловких и всех остальных. Так образуется настоящая социальная группа. Обычно тот, кто лучше всех владеет речью, становится «главным». Мы видим, как рождаются дружбы «по интересам» (дети, сидящие рядом в школе), дружбы, в которых происходит идентификация или дополняющие друг друга: сдержанный и спокойный ребенок может сдружиться с сильным и шумным. Это возраст, когда нам следует забеспокоиться, если у ребенка нет друзей, и, возможно, проконсультироваться с психологом.

Совет родителям: опасайтесь неравноправных взаимоотношений. В этом возрасте могут возникать «неравные» дружбы – когда некоторые дети всегда захватывают лучшие роли в играх, подчиняют себе более робких. Вы должны за этим следить – например, перераспределяя роли в играх. Если ребенок никогда не рассказывает о своих друзьях, поощряйте их совместные встречи – приглашайте их к себе домой, организуйте совместные «выходы в свет».

Приглашайте к ребенку друзей с ночевкой и сами отпускайте его – так он сможет узнать другую «семейную культуру». Не пропустите первые душевные раны: услышанное «Я с тобой больше не дружу…» может заставить ребенка страдать. Возраст первой настоящей дружбы также и возраст первого настоящего расставания.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения