

Подготовительный этап
Прежде чем приступить к интересным и полезным занятиям, нужно устранить возможные препятствия:
- Маленькая кухня: при рациональном использовании площади, умении поддерживать порядок, использовании только многофункциональных вещей и игрушек, своевременном избавлении от тех предметов, которые «отслужили свой срок», гибкости и регулярной замене содержимого вашего детского уголка на кухне даже небольшое пространство можно превратить в полноценную развивающую зону.
- Опасные предметы (горячая плита, бьющаяся посуда, острые ножи): конечно, вы легко можете спрятать от ребенка все, что может быть хоть сколько-нибудь для него опасно. Но помните, что когда-нибудь ему все равно придется познакомиться с горячим и острым, тяжелым и опасным. Почему не сейчас? Обучайте кроху правилам обращения с небезопасными предметами, показывайте, как и для чего они используются в быту, позволяйте ребенку оказывать вам посильную помощь – так вы скорее убережете его от возможных травм.
- Слишком много уборки: поначалу ваши занятия в импровизированном развивающем центре, действительно, могут заканчиваться разбрасыванием круп и опрокидыванием ящиков с посудой и кухонными принадлежностями. И здесь ваша задача – помочь ребенку убрать за собой – сначала с вами, а потом и самостоятельно, тогда вскоре вы обретете в его лице старательного и ответственного помощника.
Возможность помочь маме, почувствовать себя нужным и взрослым доставит радость вашему ребенку. Двухлетний малыш справится со многими заданиями - выложить продукты из сумки после похода в магазин, разложить их по местам, достать из холодильника нужные ингредиенты для приготовления обеда, помыть овощи, очистить вареную картошку, яйца, протереть со стола, достать нужную кастрюлю или сковородку, и много всего другого.
- Заранее решаем, что будем «развивать». Главный секрет успеха вашего развивающего центра – правильная организация пространства, основанная на выделении приоритетных направлений развития, которым вы хотите уделить время, проводимое вместе на кухне.
Игры на кухне для развития речи и мелкой моторики
Манипуляции с сыпучими продуктами
Самый простой и, в то же время, самый полезный для развития мелкой моторики рук вариант занятий на кухне – разнообразные игры с крупами: просеивание через сито, пересыпание с помощью ложки или «через край», рисование на подносе с манкой, поиск «сокровищ» (спрятанных в крупе мелких игрушек), проталкивание фасоли или макарон в бутылочное горлышко, бусы из макарон, сортировка круп по цвету, форме, размеру и многое другое.
Уроки самообслуживания
Как вы считаете, под силу ли вашему непоседе самостоятельно намазать сливочное масло на хлеб, сможет ли он очистить мандарин или сваренное вкрутую яичко? Не знаете? Просто попробуйте! Уже 1,5-годовалому ребенку такие занятия вполне под силу. А какую гордость испытает малыш, когда увидит, как вы цените его помощь по хозяйству!
Речевые игры
Разбираете сумку с продуктами? Не упускайте возможность уделить внимание развитию речи - скажем, повторите предлоги: Куда мы положим хлеб? Правильно, в хлебницу. Арбуз оставим на столе, а вот мясо уберем на нижнюю полку холодильника… Еще можно поиграть так: «Кто вспомнит больше слов, подходящих к слову мандарин? Какой он? Оранжевый, круглый, вкусный, душистый, аппетитный, сладкий, маленький, сочный, экзотический… А печенье какое? Мягкое, сдобное, рассыпчатое, вкусное, хрупкое, сладкое, легкое…»
Сохраняйте чувство юмора и творческий подход (а как же без них обойтись, когда показываешь малышу спектакль, где в главной роли - куриные ножки?)
Игры на кухне для развития музыкального слуха
Что за звук?
Кухня вполне подходит и для развития музыкального слуха. Вот вы размешали в чашке сахар, хлопнули крышкой по кастрюле, зашуршали полиэтиленовым пакетом, пересыпали горох в банку и т.д. Пусть малыш попробует отгадать с закрытыми глазами, что является источником этих звуков.
Найди пару!
Насыпьте в одинаковые непрозрачные баночки (например, из-под чая или специй) разные наполнители, поиграйте в «Найди пару» или попробуйте расставить «гремелки» в ряд от самой тихой к самой звонкой.
В порядке исключения можно устроить кухонный концерт, позволив ребенку вдоволь погреметь кастрюлями, крышками и половниками.
Игря для развития мышления, восприятия, памяти, внимания
Первые эксперименты
На кухне очень удобно проводить различные эксперименты. Самые маленькие с удивлением будут наблюдать за растворением в воде сахара или соли. Потом воду можно попробовать и обнаружить, что она совсем разная на вкус, хотя с виду – одинаковая. Малыша интересуют сотни вопросов: Как тает лед? Почему закипает вода? Как изменяются свойства продуктов в процессе приготовления? (например, из жидкого теста получается твердый пирог, а желе застывает в холодильнике, а на картофеле в процессе жарки появляется румяная корочка). Вот сколько интересного!
Будьте уверены в себе и своем ребенке (он не обожжется, ничего не разобьет и не порежется)
Горячо или холодно?
Для развития восприятия используйте возможности кухни по максимуму – пусть кроха потрогает холодное и горячее, мягкое и твердое, сыпучее и вязкое. Можно сравнивать кухонную утварь и продукты по форме и цвету, учить малыша различать разные оттенки цвета фруктов и овощей, вес разных продуктов, оттенки вкуса.
Простые подсчеты
Знакомьте малыша с азами математики прямо в процессе приготовления блюд. Сколько яиц нужно положить в тесто? Теперь добавим чуть-чуть сахара и много изюма. Или наоборот? Когда пирог будет готов, его нужно будет поделить на несколько частей, и ребенок в игровой форме сможет познакомиться с дробями.
Кто тут лишний?
Поиграйте в «Третий лишний». Например, разложите на столе луковицу, яблоко и морковку. Морковка отличается по форме, значит, она лишняя. Теперь перед крохой огурец, банан и апельсин. Угадает ли он правильный ответ?
Правильная расстановка
На вашем холодильнике разместите магнитные паззлы, азбуку, тематические наборы фигурок (животные, растения, игрушки, транспорт и т.п.) и используйте этот реквизит для различных игр.
Творческое развитие
Кухня – замечательное место для рисования красками и различных видов «насыпной» аппликации (крупами, песком, кусочками салфеток, нитками, блестками и т.п.). Во-первых, все, что будет рассыпано и перепачкано, на кухне сравнительно легко убрать и отмыть, а во-вторых, если уж маленький художник увлечется процессом, вы всегда найдете, чем заняться, оставаясь в зоне видимости крохи. Главное – заранее подготовить все необходимое – материалы для творчества, фартучек, влажные салфетки и тряпочку. Не стоит ограничивать ваши занятия на кухне только традиционными видами творчества, ведь можно творить из продуктов питания - рисовать свежевыжатыми соками, ставить отпечатки штампиками из овощей, делать настоящие картины в тарелке из кусочков фруктов, разноцветных овощей, орехов.
С вниманием отнеситесь к потребностям и интересам вашего крохи. Бывает, что самое интересное занятие в вашем развивающем центре может не понравиться или надоесть малышу, а это значит, что пришло время снять фартук и просто поиграть или отправиться на прогулку, ведь жизнь молодой мамы с ребенком не должна ограничиваться кухней, пусть даже и развивающей