Ребенок часто болеет — почему это повод для разговора с учителем

Психолог объясняет, почему простуды, лень, апатия и агрессия — признаки, что малыш глубоко несчастен.

Фото
Getty Images/EyeEm

«Мой сын — ребенок очень активный, неусидчивый, и характер у него непростой, вспыльчивый. Артему всегда было тяжело вести себя тише воды ниже травы, но я и подумать не могла, какими трудностями ему это аукнется в школе. Классная руководительница у нас — дама старой закалки, привыкла строить детвору по линеечке. Искать подход к нашему шебутному ребенку у нее не было никакого желания. Артем старался, но получалось не всегда. Через пару месяцев они с учительницей друг друга просто ненавидели.

Проблемы росли, как снежный ком. Сын начал часто болеть: простуды затягивались и долго не проходили; по утрам, когда нужно было выходить в школу, у него начиналась рвота. Несколько раз убегал из школы. Практически весь 3-й класс я находилась рядом с ним (в помещении или неподалеку). Этот год я не забуду никогда, было очень тяжело.

В 4-м классе решили перейти в другую школу, но ничего не изменилось. Учебный год начался с ОРВИ. Последней каплей стало то, что, в очередной раз подходя к зданию, Артем сказал: «Мама, если бы ты знала, как я ненавижу школу, даже эту вывеску видеть не могу». И мы решили перейти на семейное обучение. Конечно, есть свои трудности, но самое главное — ребенок перестал болеть и почувствовал интерес к учебе. За полтора года он ни разу не высказал желания вернуться в школу. А я и не настаиваю».

Людмила П.

Елена Буренкова

Елена Буренкова

психолог клиники для детей и подростков «СМ-Доктор» на Космонавта Волкова

Описанная в письме ситуация — закономерная реакция ребенка на негатив. По различным данным, частота психосоматических расстройств у детей колеблется от 14 до 65%, а около 40% заболеваний Всемирная организация здравоохранения относит к психосоматическим. То, как они проявляются, зависит прежде всего от возраста ребенка, от стадии психического развития. Чем младше дети, тем сильнее их переживания. Нервничать, как взрослые, они еще не умеют, но к внешнему миру очень чувствительны с рождения. Поэтому сложности в их жизни вполне объяснимо становятся причиной даже обычной простуды.

Если внимательно посмотреть на случай с Артемом, кроме поведения самого учителя есть «непростой, вспыльчивый характер» у ребенка. Что стоит за этим? В проблемных моментах, где есть явная роль педагога, надо разбираться всем миром. К сожалению, на вопрос к родителям, как вы взаимодействуете с учителем, часто звучит ответ: никак. Причины — много работы, сложно попасть в школу, классному руководителю некогда обсуждать частности, страх напроситься еще на большие неприятности и т. д. Но это отговорки. Мамам и папам стоит помнить, что кроме них никто не защитит их малыша (каким бы он ни был несговорчивым), поэтому надо идти и выяснять, отстаивать и помогать.

Фото
Getty Images/PhotoAlto

Ко мне часто обращаются родители детей начальной школы. Как и у Артема, у них перед походом в школу включаются психосоматические проявления. Процесс адаптации проходит тяжело, и причин этому много. Особенно выделю неусидчивых деток, непослушных, плохо усваивающих материал. Когда родители описывают такие проявления, я даю заполнять диагностический лист наблюдений и обязательно направляю их на консультацию к неврологу. Довольно часто он выявляет нарушение кровотока в сосудах шеи и головы, повышенное внутричерепное давление. Эти диагнозы не дают нормально развиваться малышу, усваивать материал, и ему ничего не остается делать, как уйти от всего этого кошмара в психосоматику. 

Почему возникают болезни

Еще в древности лекари доказали, что переживания человека, его чувства влияют на физиологию. Авиценна одной из главных причин здоровья называл «уравновешенность натуры». И правда, когда мы влюблены — готовы горы свернуть, когда поссорились — с кровати встать не можем. Душа болит, а вместе с ней голова, спина, да и какой-то дискомфорт во всем теле. Узнаете себя? А что говорить о детях? В их маленьком мире проблема вырастает до гигантских размеров.

Подпитывают психосоматические заболевания стрессы, психологические травмы, отрицательные эмоции, невыраженные чувства, внутриличностные конфликты.

Такие расстройства чаще возникают в возрасте одного года, трех и семи лет, у подростков с 13 до 17 лет. Родители в недоумении: все вроде бы хорошо, и вдруг на ровном месте появляются болячки. Специалисты уверены: на все есть свои причины. Возможно, маленькому человеку приходится сдерживать эмоции, потребности, бороться с опасениями самостоятельно, без поддержки взрослых. В этом случае источник болезни кроется в неумении справляться со стрессами, в недостатке общения с родителями. А бывает и наоборот: когда близкие требуют невозможного от малыша, чрезмерно его контролируют и нагружают кружками, секциями и репетиторами.

Гордиться, но не давить

Из недавних случаев могу привести пример девочки, которая абсолютно нормально просыпалась, собиралась в школу, ехала с мамой в машине. Но перед воротами школы из машины категорически отказывалась выходить, ее тошнило, она бледнела, кружилась голова.

В основе такого ее состояния лежал страх самовыражения — отвечать, когда спрашивают. Девочку просто парализовал любой вопрос учителя, она вытягивалась в струну и только слезы катились из глаз. У меня на приеме она также демонстрировала такое поведение, не могла внятно объяснить, что с ней происходит. Великий страх сказать что-то неправильно настолько блокирует внимание и восприятие окружающего, что малышка с первых секунд действительно не может понять, что от нее хотят. Замкнутый круг.

Разбирая причины, систему воспитания, наблюдаем базовый страх — мама перестанет меня любить, если я буду неуспешной. Часто родители, без злого умысла, безумно любя свою крошку, говорят, что она самая лучшая, гордятся по поводу и без повода, формируют неадекватную самооценку, дают ребенку установки, с которыми он не умеет еще обходиться. А для ребенка все выглядит так: я хороший — и меня любят, я плохой — и меня не любят. В изменении этой ситуации большая и долгая работа предстоит родителям над собой, в первую очередь.

Фото
Getty Images/iStockphoto

Заболел или схитрил?

На форумах взрослые жалуются: «Ребенок вечером чувствовал себя прекрасно, играл и даже сделал уроки вовремя. А утром вдруг заболел живот и поднялась температура. Оставили дома, собрались в поликлинику, но через пару часов все прошло само собой. Дочка улыбается, даже старается что-то делать, помогать по дому. Она счастлива и полна сил. На следующий день история повторяется».

Причина таких психосоматических реакций наверняка кроется в школьной жизни: страшно выйти к доске, страшно не ответить… Вообще детские страхи являются мощным катализатором психосоматических заболеваний. В дошкольном возрасте это страх быть «никем», страх социальной изоляции, одиночества, потребность в эмоциональном признании. В младшем школьном возрасте — страх быть «не тем», не соответствовать общественным нормам, ожиданиям окружающих. В подростковом — страх быть «не собой», отсюда — изменение внешности, увлечений, мировоззрения.

Азбука тела

Проявления психосоматики у ребенка красноречивы. Распространенная жалоба, когда он нервничает, — боль в животе, температура. Кроме этого, психосоматические причины возможны у многих детских болезней, таких как аденоиды, заикание, энурез. Психосоматика подросткового возраста проявляется особенно интенсивно. Нарастает тревожность, импульсивность, раздражительность, что может говорить и о депрессии. Ребенку сложно, он осваивает для себя новую роль в обществе, а его организм подвергается гормональным сдвигам. Здесь самые уязвимые места — желудочно-кишечный тракт, сердечно-сосудистая система, вегетативная нервная система, кожа.


Частота подростковых депрессий удручает. Особенно грустно, что не каждый родитель это готов понять и принять. Важно на ранних этапах увидеть в апатии, лени и агрессии не «неблагодарного подростка», а страдающего ребенка, который сам и не понимает, что происходит и как с этим справляться. Все подростки, с которыми я веду сейчас работу, пришли ко мне уже в состоянии, когда приходится обращаться за помощью к врачу, психиатру или психотерапевту за таблеткой. И лечение, психотерапия в этом случае будут долгими, от полугода до двух лет. Однако прежде, чем разбираться в психологических причинах нездоровья, следует пройти полное медицинское обследование, чтобы исключить физиологические факторы.


Если врачи выносят вердикт «здоров», тогда надо обращаться к квалифицированному психологу. Он поможет ребенку выстроить гармоничные отношения с окружающим миром, разобраться родителям в своих ошибках воспитания, выявит «корень зла». Но и в этом случае врач сопровождает процесс. Часто требуется прием седативных препаратов, а для общего укрепления организма и нервной системы — массаж, физиотерапия, рефлексотерапия, остеопатия и другие. Комплексный подход значительно повышает эффективность лечения и психотерапии в том числе.

Больше полезных материалов о детском здоровье — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Комментарии

3
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
  • Да уж, схитрил так, что ребенка вырвало перед походом в школу - это ж каким гениальным артистом надо быть, чтоб так хитрить
  • Заболел или схитрил - вечный вопрос)))))))))))))))).