Самолюбование в крови: 5 признаков, что ваш ребенок — нарцисс

Стоит ли бороться с чрезмерным самолюбованием ребенка и как использовать перфекционизм в воспитательных целях, разбираемся вместе с семейным психологом.

Фото
tatyana_tomsickova / iStock / Getty Images
Анна Гусева

Анна Гусева

Семейный психолог

Психологи давно спорят, стоит ли нарциссическое расстройство считать заболеванием? Что способствует его возникновению? Ученые из Амстердама даже выдвинули версию, что склонность к самолюбованию зарождается у ребенка еще в утробе матери. Мамочки склонны считать «самыми умными, красивыми, талантливыми» еще даже не родившихся малышей и частенько это повторять, поглаживая округлившийся животик. Редко, кто может перестать это делать с появлением чада на свет.

Когда же похвала становится для ребенка — мотивацией к действию, а негативная оценка вызывает публичные истерики и вопли, родители «бьют тревогу» и ведут малыша к специалисту. Однако во многом это можно исправить грамотным отношением к ребенку дома.

Как распознать нарцисса?

Прежде всего, стоит научиться отличать здоровую самооценку от нарциссизма. Если ребенок говорит: «Я выиграю конкурс», «Меня примут в кружок любителей робототехники» или «Аня будет танцевать только со мной у елочки на утреннике», это здоровые амбиции.

Насторожиться стоит, если ребенок:

  • Испытывает чувство превосходства над сверстниками. Причем, это происходит не в тех случаях, когда его способности или умения исключительные, а всегда.

  • Болезненно воспринимает «вторые роли» (на выступлениях, на уроках, в игре). Стремится всегда и во всем быть первым, не признавая командную игру.

  • Плачет, устраивает истерики, если кто-то из друзей получил лучшую отметку, выиграл соревнование или в чем-то другом его опередил.

  • За любое хорошо выполненное действие ждет похвалу и расстраивается, если ее не получает.

  • Не испытывает удовольствия, радости, удовлетворения от самого процесса игры, учебы, спорта, если не последует конкретного результата.

Не пугайтесь, если один или два из перечисленных «симптомов», вы узнали в своем ребенке или ребенке друзей. Корректировать поведение стоит, если они присутствуют все признаки (большинство) признаков и в гиперболизированной форме. 

Фото
Getty Images

«Дозировать» похвалу и наказание

Это правило касается родителей в большей мере, чем воспитателей или школьных преподавателей. Неправильно хватить ребенка только за выдающиеся результаты и ругать или пренебрежительно не замечать неудачи. 

Хвалить ребенка нужно каждый день вне зависимости от «пятерки» в дневнике, полученной грамоте или медали на соревнованиях. Возьмите за привычку делать комплименты «просто так», без особого повода. Обнять и расцеловывать во время просмотра семейной комедии, приободрить за «четверку», если предмет действительно сложный и он(а) старался(ась).

Однако не стесняйтесь и делать замечания за неубранную кровать или разбросанные вещи, даже если сын или дочь принесли домой одни «пятерки».

Будьте последовательны. Поведение в формате: похвалил сегодня, но не похвалю завтра — это уже пусть и маленькая, но манипуляция над еще не сформировавшейся личностью.

Давайте более сложные задания

Нередки и случаи, когда дети с высоким IQ начинают скучать в обычных классах. Они то уже решили задачку по математике, называют все планеты Солнечной системы, да и лирику Пушкина выучили еще в детском саду. Юный гений рано и поздно начнет хулиганить, перебивать учителя или… превратиться в нарцисса. Ведь равных ему рядом нет.

Тот случай, когда стоит перевести ребенка из обычной школы в гимназию, записать на дополнительные кружки, где тот сможет реализовать потенциал в полной мере. Распознать таланты и не «глушить» их, а дать возможность развиваться.

Фото
Getty Images

Учите радоваться жизни

Задайте себе простой вопрос, как часто вы делаете что-то в удовольствие. Не потому что это приносит деньги, уважение, а просто потому, что вы это любите.

Покажите ребенку, что результат — это важно, но еще и само занятие должно быть в радость.

Если семья, в которой растет ребенок, способна оценить только высокие достижения, а девиз «Если ты не можешь быть лучшим, зачем беспокоиться?», считается нормой, то и ребенок перестанет ценить игру во дворе с друзьями, поход на день рождение, забросит спорт. А зачем гонять мяч по футбольному полю? Ведь его все еще не позвали играть в «Реал Мадрид».

Проснувшись в выходной день, соберитесь всей семьей в парк на лыжах, испеките пиццу, устройте марафон рождественских комедий. Несколько таких выходных — и вы покажете наследнику, что радоваться можно и без кубка и медали на полке.

В противном случае ребенок может потерять контакт со своим реальным «Я», настоящими желаниями, потребностями, симпатиями и антипатиями. Вместо того, что исследовать, кто он на самом деле и искать сферу, в которой развиваться, он зациклится на том, что наверняка получит одобрение родителей.

Заведите устный «дневник»

Традиция вести дневники и прятать его от родителей под кроватью осталась в прошлом вместе с «игрой в резиночку», «вышибалами» и коллекционированием фишек. А в ней, к слову, было немало полезного для развития ребенка. Собственный анализ проделанных за день дел.

Заведите с ребенком «устный дневник». Пусть это будут 10-15 минут перед сном, в которые ребенок расскажет вам все хорошее и плохое, что было за день. Задавайте вопросы: «А как ты поступишь в следующий раз?», «А как сделали твои друзья?», «А что бы ты еще хотел?». Таким образом у ребенка будет формироваться собственная оценка событий. Ему уже не понадобится похвала, чтобы понять, что это он сделал правильно, а в другом стоит еще подтянуться.

Не сравнивайте

Сравнение с другими — не лучшая мотивация, особенно для не сформировавшейся личности. Постарайтесь не использовать фразы: «А вот у Пети получилось», «Катя уже сама это умеет», «Денис — лучший игрок команды». Кроме комплекса неполноценности и болезненного отношения к чужим успехам вы ничего не добьетесь.

Грамотнее, если вы покажите ребенку его собственную уникальность. Научите относиться к действиям и поступкам осознанно, видеть перспективу. Любая выученная для урока, занятия в садике песенка — не ради похвалы учителя, или «галочки» вы дневнике. Пусть ребенок осознает, что делает это, чтобы были развиты голосовые связи, хорошо поставлен голос. А уж голос, как и правильная речь без проглатывания слов, ему точно приходятся как во время защиты школьного реферата, так и выступления на дебатах в университете.

Комментарии

2
под именем
  • Все комментарии
  • Ребенок-нарцисс - это то еще испытание, по себе знаю. Больше всего удручает, что непонятно, в кого он такой уродился...