Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Старший, младший и тот, про кого «забыли»: как дарить любовь каждому ребёнку

Советы от психолога и автора книг

23 мая 2025
Старший, младший и тот, про кого «забыли»: как дарить любовь каждому ребёнку | parents.ru
Педагог-психолог

Педагог-психолог, сказкотерапевт, основатель онлайн-школы по чтению Kidskey и приложения для нормализации сна младенцев Midmoon, автор «Букваря» и «Первой книги для чтения после букваря».

Когда в доме появляется второй, третий ребёнок — родители часто говорят: «Мы любим всех одинаково». Это правда. Но даже если сердце родителя растёт с каждым ребёнком, внимание, забота и тепло могут распределяться неравномерно — просто потому, что у каждого своя роль, свой возраст и своя громкость.

  • Старший — уже большой.

  • Младший — ещё маленький.

  • А средний… вроде ничего. Вроде держится.

Средний ребёнок — тот, кого «забыли» не специально

Он просто попал в зону, где о нём говорят меньше, требуют от него умеренно и обнимают как будто «по расписанию».

Иногда мне пишут мамы, что один из их детей словно «выпадает» — меньше капризничает, меньше требует, меньше жалуется. А потом неожиданно срывается, начинает конфликтовать с братьями или замыкается в себе. И тогда возникает вопрос: «А может, я действительно его не замечала?»

В моей практике и в книгах я часто касаюсь этой темы — неравного внимания и невидимости. Потому что дети, которые «не мешают», на самом деле просто научились не просить. И именно поэтому они особенно нуждаются в том, чтобы их заметили первыми — без повода и просьб.

Старший: ответственный и… уставший

Старший ребёнок чаще всего становится носителем родительских надежд. Он первый — и через него родители проходят все «впервые»: первый детский сад/школа, первая температура, первые успехи и первые тревоги. Он растёт под увеличительным стеклом.

Что может чувствовать старший:

  • «Я должен быть идеальным».

  • «На меня злятся чаще».

  • «У меня нет права быть слабым».

Как поддержать:

  • Дай право быть обычным, ошибаться, уставать.

  • Хвали не только за достижения, но и за душевные качества.

  • Проводи личное время не с целью «поучить», а просто «побыть».

Младший: любимчик, которому всё можно

Младший — это тот, кто приходит в семью, где уже «всё знают». Родители расслаблены, старшие дети подросли, и кажется, что ребёнок получает больше тепла и мягкости. Но и у него есть свои внутренние конфликты.

Что может чувствовать младший:

  • «Меня не воспринимают всерьёз».

  • «Я должен быть милым, иначе меня не поймут».

  • «Я боюсь вырасти и потерять любовь».

Как поддержать:

  • Доверяй больше, чем кажется разумным.

  • Поддерживай инициативу: «Ты сам хочешь одеться? Попробуй!»

  • Давай почувствовать, что его уважают, а не просто балуют.

Средний: в тени, но с потенциалом

Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Средний ребёнок живёт между. Он как будто зажат между двух полюсов — не первенец и не малыш. Его не зовут помогать, как старшего, и не носят на руках, как младшего. Он часто тихо ждёт, что его заметят.

Я часто слышу от родителей: «А он у нас вообще без проблем, вот бы все были такие». Но это и есть проблема. Потому что «удобный ребёнок» — это не всегда счастливый ребёнок.

Что может чувствовать средний:

  • «Меня не замечают».

  • «Мне нужно подстроиться, чтобы не мешать».

  • «Я не знаю, кто я в этой семье».

Как поддержать:

  • Создай личные ритуалы только с ним. Пусть это будет вечерняя чашка чая только вдвоём.

  • Помоги найти свою «уникальность» — что-то, в чём он лучший.

  • Говори о нём с любовью, даже если он не просит внимания.

Как разделять любовь, а не сравнивать

Источник: Freepik.com
Источник:
Freepik.com

Мы часто сравниваем детей без злого умысла: «смотри, Саша сам убрал за собой, а ты?» Но внутри ребёнка это звучит как: «Меня любят меньше».

Простые фразы, которые лечат:

  • «Ты — это ты. Я люблю тебя именно таким».

  • «Мне повезло, что ты мой сын/дочка».

  • «Я скучаю по тебе, даже если мы только что обнимались».

Я верю, что любовь к детям не нужно делить на равные части. Её нужно уметь умножать — на каждого.

Личный пример

Когда у нас родился второй сын, я думала, что справлюсь. Что старший уже подрос, и мне не придётся менять с ним ничего. Но однажды он спросил: «Мама, у тебя теперь другой малыш, а я, наверное, уже не малыш?»

И я вдруг поняла: с его появлением изменилась не только наша семья, но и наши отношения с старшим сыном.

Мне нужно было увидеть старшего заново — не как «того, кто справится», а как ребёнка, который тоже проживает перемены. Пересобрать нашу связь, подстроить её под новую реальность, где он по-прежнему важен. Где его не забыли. Где он нужен — не как помощник, а просто как он.

Сейчас у нас с каждым ребёнком есть свои ритуалы:

  • С младшим — утренние «потягушки».

  • Со старшим — вечерние разговоры перед сном.

  • С обоими — правило: каждый получает «мамины глаза» в течение дня, хоть на 10 минут.

Каждый ребёнок в семье несёт свою миссию. Старший учит нас ответственности, средний — подмечать детали, младший — снова чувствовать нежность. И если мы сможем не сравнивать, не распределять, а видеть каждого — таким, какой он есть, то каждый ребёнок вырастет с уверенностью: «Я любим. По-настоящему. За то, что я — это я».

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения