Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Сын-второклассник не хочет делать уроки — кричит и скандалит»

Наша читательница не знает, что делать с ребенком, который с истериками реагирует на попытки заставить его учиться. Психолог советует, что делать в такой ситуации.

4 сентября 20213
ребёнок не хочет учиться что делать
Источник:
dragana991/Getty Images/iStockphoto

Моему сыну 8 лет, пошел во 2 класс. И учиться не хочет никак! Уроки делать — только с криками, бесконечные пререкания и истерики. Если пытаюсь как-то уговаривать, убеждать, всегда спорит, орет — «мне не надо это все!» Сижу рядом, когда делаем задание, орет — «не сиди рядом». Прошу делать самостоятельно, после этого дает мне проверять работу, но на любое замечание — «нет, не буду переделывать!» Прошу позаниматься с ним папу, бабушку, дедушку, няню — с ними то же самое. Что творится с ребенком? И как его мотивировать на учебу?

Валерия, по электронной почте

Наталья Наумова
психология

детский психолог

Все дети в норме рождаются с потребностью учиться, познавать новое. Как мы знаем, малыши задают много вопросов. И при этом именно в школе интерес к обучению у ребенка часто угасает. В чем же дело? Причин может быть несколько. Рассмотрим каждую из них и постараемся понять, что же происходит с вашим мальчиком, почему он не хочет учиться.

  1. С какого возраста ребенок потерял интерес к учебе?
    Вспомните, ранее, до школы, у вашего сына был интерес к учебе? Чем он интересовался? Обычно ребенок в дошкольном возрасте стремиться к учебе. Очень важно, чтобы изучаемый материал был доступен для освоения. В противном случае интерес к учебе начнет угасать. Слишком сложный материал, недоступный для освоения, неинтересен для ребенка. Важно предоставлять информацию в доступной форме.В школе нагрузка на новоиспеченного школьника значительно увеличивается. Родители часто резко меняют свое отношение к ребенку, ужесточая требования. Возможно, сейчас сыну сложно дается какой-то предмет или конкретная тема. Это может вызывать дискомфорт. Ребенок не чувствует себя успешным и (может, неосознанно, дабы избежать ситуации неуспеха) противится выполнения домашних заданий. Важно хвалить его за труд и старание. Родитель, ругающий свое дитя за неудачу, провоцирует его отказ от учебы и теряет его доверие. Если тема дается мальчику тяжело, стоит прийти ему на помощь в усвоении материала.

  2. Когда впервые выполнение уроков стало сопровождаться криком?
    Всегда ли ваш ребенок познавал новое при помощи крика? Вряд ли. Крик — это протест либо на слишком сложное, непосильное задание, либо на принуждение со стороны взрослых. То есть это форма защиты ребенка. Важно вспомнить учебную ситуацию, на которую ваш мальчик впервые отреагировал криком. Какова была причина? Если устранить первопричину проблемы, мотивация к учебе может вернуться.

  3. Пререкания и истерики происходят только при выполнении домашних заданий?
    Если ваш сын часто выказывает недовольство, впадает в истерики по любому поводу, это может свидетельствовать либо о нарушениях в его эмоционально-волевой сфере, либо о проблемах в детско-родительских отношениях. Если же пререкания происходят только при выполнении домашних заданий, это указывает, что школьник столкнулся с трудностями усвоения материала. Когда ребенку слишком трудно, ему становится неинтересно и обидно. Если при этом его не поддерживают, а ругают, то ситуация усугубляется нежеланием быть в позиции неудачника и вызывает реакцию в виде крика.

  4. Проводите ли вы достаточное количество времени вместе с сыном наедине? Есть у вас общее дело?
    Необходимо проводить с ребенком ежедневно не менее часа наедине. Важно, чтобы сын знал, что в этот час вы будете только с ним и для него. Этот час вы поддерживаете и не критикуете ребенка. Общаетесь только с самым любимым, необыкновенным сыночком. Хорошо, если вы будете заняты общим интересным делом (но не выполнением домашних заданий). Очень важно говорить с сыном о чувствах, переживаниях. Научите его понимать свои чувства и сообщать о них. Не бойтесь просить у ребенка прощения. Если чувствуете вину, злость, стыд, сообщите ребенку о вашем состоянии. Это снимет напряжение и тревогу, уберет необходимость ему домысливать, отгадывать ваши мысли и чувства.

Подведем итог. Для успешного обучения в школе требуется достаточно хороший уровень развития функций самоконтроля, внимания, восприятия, мышления и памяти. Если все это сформировано не на достаточно хорошем уровне, то рекомендуется курс занятий с детским нейропсихологом.
Если у ребенка перечисленные трудности отсутствуют, а мотивации нет к учебе только дома, то причина, возможно, кроется в детско-родительских отношениях. Важно суметь принять свое дитя как данность, отказаться от своих амбиций и позволить ему прожить свою жизнь, без родительского давления и принуждения.

Надо учить ребенка самостоятельности и ответственности. Чаще хвалите и поддерживайте сына. В таком случае у него не будет потребности в негативизме. Ему не потребуется тратить силы и время на отстаивание своих прав и свобод перед вами. Ваш мальчик станет выполнять уроки в рабочем порядке, без криков и сцен. Если самостоятельно решить проблему не удается, важно не запускать ситуацию, а своевременно обратиться к детскому психологу за помощью.

Больше полезных и интересных материалов о детской психологии — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения