Татьяна Глезер, руководитель проекта BabyConcert (35 лет, мама двоих детей):
Основная идея проектов BabyConcert – это свободное поведение детей во время концертов, куда они приходят вместе с родителями. Малыш может слушать музыку сидя, лежа, ползая, танцуя или напевая.
О своем детстве
Моя мама — профессиональный музыкант, скрипачка. Ученица В. Спивакова, О. Крысы, она стала работать в симфоническом оркестре с 1985 года, когда мне было 5 лет. Я не ходила в детский сад и много времени проводила на репетициях оркестра, где работала моя мама (Малый симфонический оркестр п/у Ю. Симонова). Слушать музыку в свободной атмосфере было для меня естественным делом. Я могла мечтать, рисовать, изучать закулисье репетиционных залов, где работала мама (консерватория, филармония, Большой театр). Классическая музыка во многом была фоном моего детства. До того, как мама стала работать в оркестре, она была преподавателем музыки в одной из центральных московских школ. Она брала меня с собой на уроки, к нам на дом приходили ее ученики. Все это было для меня очень вдохновляющим. В то время я мечтала, как и мама, играть на скрипке (хотя я закончила музыкальную школу по классу фортепиано).
Об идее своего дела
Толчком к появлению проекта BabyConcert было, конечно, рождение моих собственных детей. Моя мама вела активную сольную деятельность, организовывала много концертов на камерных площадках для своих друзей. Я помогала ей в организации и даже была ее концертмейстером. Когда в один из первых разов я пришла на ее концерт со своей старшей дочкой, я увидела, как моя годовалая дочь может спокойно слушать музыку, занимаясь своими делами, и при этом все спокойны: атмосфера камерная, зрители спокойно относятся к тому, что дочка занимается своими делами, а не сидит, как приклеенная к стулу, никто ее не одергивает. Тогда впервые мне и пришла в голову идея БэбиКонцертов. Это был 2008 год. Правда, реализовала я его 4 года спустя, т. к. в тот момент я работала на удаленной работе, а потом забеременела второй дочкой.
Когда младшей исполнилось 2 года, и она уже стала более независимой, я остро почувствовала необходимость делать что-то еще. Я не хотела возвращаться к тому, чем занималась раньше (работа в «рисече», маркетинг), и долгое время искала, прислушивалась к себе, к окружающим. Конечно, материнство меняет женщину. Очень многие мои подруги открыли свое дело, которое напрямую связано с материнством и которое позволяет работать, имея маленьких детей и не отлучаясь от них.
О начале
Сейчас уже сложно вспомнить, но точно помню, что страх был. Уже не помню, чего именно я боялась. Наверное, боялась, что «просто все не получится». Вряд ли это был рациональный страх, скорее, обычный страх для человека, выходящего из зоны комфорта и начинающего что-либо новое. Надеялась я, конечно, на то, что все будет хорошо, и что мой проект станет успешным, узнаваемым и любимым другими людьми.
Об идеях в основе проекта BabyConcert
Прямой связи с какими-то методиками нет. Но в базе, в идее проекта лежат все основные направления в области детского развития. Это и идеи Монтессори, которые запрещают навязывание детям деятельности. Это, хотя и очень отдаленно, идеи Вальдорфской педагогики: мы знакомим ребенка с живым звуком, даем детям потрогать инструменты, приобщиться к музыке путем прикосновений.
О развитии детей
Исключается какое-либо навязывание и обязаловка. Мы стремимся к тому, чтобы, в первую очередь, родители получали удовольствие. Тогда дети, глядя на родителей, также почувствуют интерес к происходящему, почувствуют ценность. Развитие происходит путем совместной с родителями деятельности, которая для ребенка имеет огромное значение.
Кроме того, у детей в раннем возрасте также обострен слух. С этим связаны повышенные способности маленьких детей к изучению иностранных языков. Малыши слышат звуковые нюансы гораздо острее, чем дети уже 10 лет. Поэтому очень важно, чтобы музыка стала частью «звукового арсенала» малыша, и качество исполнения тут играет очень важную роль. Вряд ли прослушивание музыки дома может сравниться с живым звуком. Хотя дома слушать музыку, конечно, тоже очень полезно. Например, мою знакомую пианистку, у которой все время включено радио «Джаз», полуторагодовалый сын как-то попросил: «Мама, включи радио «Джаз». Мама для интереса спросила: «Филя, а что такое джаз»? На что сын ей ответил: «Ну это когда «па-ду-па-ду-баа». То есть, он уже впитал в себя это на всю жизнь.
О музыкальных жанрах
Преобладает в наших концертах классика. Но мы с удовольствием приглашаем интересных музыкантов, представляющих другие жанры. Например, у нас был концерт грузинской группы «Asea Sool», и это было совершенно невероятно: получился настоящий джем-сейшн, на котором детям дали микрофоны, разрешили бить в барабан, а музыканты импровизировали голосом и на гитаре вместе с малышами. Или же у нас выступал австрийский певец, исполняющий очень интересную, мелодичную музыку — Renato Unterberg с группой The Pond Pirates. Есть наша любимая группа «КУБАнаТЫ», которая поет кубинские песни, а также перепевает детские песенки на латиноамериканский лад. Перед Новым годом у нас в гостях была Женя Любич – получился очень камерный, душевный концерт.
О зрителях
На наших концертах мы хотели бы видеть всех родителей с такой чертой, которую я бы назвала «open-mindedness». Людей, открытых всему новому и с интересом воспринимающих мир.
О пространстве
Всю зону концерта можно назвать игровой. Но условно говоря, она поделена на 3 части: зона творчества, где дети могут рисовать; зона ползания, где не умеющие ходить дети могут ползать на чистых ковриках, и зона танцев. В зоне творчества обычно присутствует наш педагог, который помогает детям рисовать. Редко случается так, чтобы ребенок кричал на наших концертах, однако, если такое происходит, родители могут выйти из зала, успокоить малыша и вернуться обратно.
О чувстве вины из-за занятости
Чувство вины есть, но оно экзистенциальное, я пытаюсь с ним работать и «разложить» на конструктивные составляющие. То есть, не винить себя, а понять, где и как нужно исправить ситуацию, чтобы всем стало легче. К образу бизнес-леди я приближаюсь, хотя в моем представлении бизнес-леди, конечно, более организованная и упорядоченная, чем я сейчас являюсь.
Сейчас я больше мама, чем бизнес-леди, в первую очередь, по времени, которое я затрачиваю на детей. Вообще, умные люди говорят, что в первую очередь нужно быть женой, а потом уже мамой и бизнес-леди. Я это тоже держу в голове, но реализовывать на практике получается не очень. Спасибо мужу за терпение, понимание и поддержку.
О любви к музыке
Безусловно, я пыталась прививать детям любовь к музыке, но не навязываю им музыкальные стили. То есть, я просто слушаю при них то, что мне нравится, и надеюсь, что это как-то на них повлияет. Но при этом я очень лояльно отношусь к их вкусовым пристрастиям, т. к. убеждена, что это их личное дело. Например, моя старшая дочь очень любит Леди Гагу. И только недавно удалось ее отвлечь на ZAZ :)
О развлечении и искусстве
Тут надо определить, что такое развлечение, и что такое искусство. Если развлечение — это что-то, приносящее тебе минутную радость, как леденец, не несущее пользы для твоего духовного развития, то BabyConcert — это не развлечение. Просто потому, что я верю в то, что музыка — это больше, чем леденец.
Если под искусством понимать процесс творения, создания чего-то нового, вовлекающего душевные ресурсы, то да, BabyConcert — это искусство. Каждый наш концерт не похож на самого себя. У нас есть зрители, которые по три раза ходят на одни и те же программы. Это, например, концерты «Дыхание флейты – дыхание голоса» или концерты группы «КУБАнаТЫ». Мы приглашаем на наши концерты только высокопрофессиональных музыкантов, только тех, кто с большой ответственностью и любовью относится к своей работе.
О нынешнем состоянии
В данный момент я ощущаю огромную усталость: моя старшая дочка заканчивает первый класс в школе и в музыкальной школе, и вот, например, сегодня у нее экзамен по сольфеджио и специальности. А на ваши вопросы я отвечаю, ожидая, когда обе они выйдут из бассейна — они занимаются спортивным плаванием.
О том, чего сейчас больше в работе
Окрыленности. Рутина тоже есть, конечно, но есть люди, с которыми я рутиной делюсь, и это очень хорошо, конечно. Хотя, если честно, рутинная работа мне тоже иногда нравится, т.к. она успокаивает.