«Тебе в школе кто-нибудь нравится?»: почему нельзя задавать этот вопрос ребенку
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru
Альфия Рахимкулова
Психология (психологическое консультирование, семейная психотерапия, Life-коучинг и др.)

Практический психолог, индивидуальный и семейный консультант. Действующий член Общественной Профессиональной Психотерапевтической Лиги. Автор многочисленных публикаций по психологии в СМИ.

alfapsycholog@yahoo.com

Дружба между мальчиком и девочкой может чрезвычайно умилять взрослых и быть предметом повышенного интереса. Осторожно: слишком рьяно проявлять интерес здесь как раз не стоит. Любопытствовать, допытываться, поддразнивать ребёнка, следить за его реакцией — совсем не так невинно, как кажется. А в случае младшего возраста эксперты не рекомендуют даже касаться этой темы. По мнению известных испанских психологов, Мирейи Оргилеса и Хосе Педро Эспады, у очень маленьких детей такие вопросы могут разрушить отношения со сверстниками. Об этом пишет журналист Матильда Сайес.

Почему так получается? Давайте разбираться.

В детстве — дружба превыше всего

Психолог Роберт Селман, профессор Гарвардского университета, предложил одну из самых известных теорий эволюции дружбы. Дошкольники сохраняют эгоцентрический взгляд на дружбу — они видят в друзьях тех, с кем у них общие игры, одно и то же физическое пространство. В школьном возрасте дети больше ориентируются на общие предпочтения и сотрудничество. В подростковом возрасте превыше всего ценится взаимная поддержка. Характер взаимоотношений со сверстниками меняется в подростковом возрасте — при повышенном сексуальном интересе — и тогда дружба перерастает в более эмоциональную связЛучше не вредить своим влиянием

Да, дети чаще предпочитают выстраивать отношения с ровесниками того же пола. Но так происходит не всегда. Взрослые обуславливают эти отношения своими комментариями, как одобрительными, так и неодобрительными. И если вы спросите ребёнка, есть ли у нее\него мальчик или девочка, вы волей-неволей повлияете на его поведение с друзьями. Тем самым вы предупредите его о том, что есть и другой способ взаимоотношений. Он(а) задумается: значит, играть с товарищем противоположного пола — это уже что-то другое, не простая дружба?.. И велик риск, что ребёнок пересмотрит свое отношение к друзьям.

 … и не «подстёгивать» гиперсексуализацию

В итоге может появиться реакция, противоположная ожидаемой: ваш сын или дочь внезапно откажется от друга противоположного пола. Он начнёт стыдиться. И более того — когда мы спрашиваем детей: «Какой мальчик\девочка тебе нравится?», «Кто из класса — твоя любовь?», мы нормализуем представление о том, что в их возрасте у них может быть такой же близкий партнёр, что и у взрослых. А это уже способствует проблеме гиперсексуализации детей.

«Отношения подростка — его личное пространство»

Итак, в случае с маленькими детьми лучше не ставить акцент на этом вопросе. А как быть с подростками? Ведь в возрасте 14 — 16 лет интерес к противоположному полу нормален, и у девочек\юношей уже нередко появляются ухажеры/подруги. Почему бы не поинтересоваться подробностями и не спросить: «А ты с кем-нибудь встречаешься?».

Практический психолог, индивидуальный и семейный консультант Альфия Рахимкулова и здесь советует не форсировать события.

- Отношения — это личное пространство, вторгаться туда без приглашения — доставлять дискомфорт, отталкивать от себя, — говорит эксперт. — И конечно, так делать не надо, это грубое нарушение личных границ подростка.

Сама постановка вопроса уже наводит на мысль, что в отношениях нет доверия. Зачем выяснять? И почему подросток стесняется и не может сам попросить совета? Значит, отношения не выстроены. Лучше начать с того, что просто поинтересоваться как он живет и что чувствует. Стоит установить доверительные отношения — и ребенок сам обо всем расскажет, когда сочтет нужным.