1) Донор спермы, похожий на знаменитость
Сначала это воспринимается как шутка, а теперь оказалось, что это не только не розыгрыш, но и новый вид бизнеса. Так, на сайте одного из американских банков спермы www.cryobank.com направление CCB Donor Look-a-Likes™ зарегистрировано как торговая марка. Бывает, что потенциальная мама по тем или иным причинам прибегает к донорскому банку и самостоятельно принимает решение о внешности будущего малыша. А как описать свои предпочтения? Кому-то проще всего указать на внешность любимой звезды. Ведь внешняя красота может сослужить добрую службу в некоторых карьерных направлениях. С другой стороны, тут есть и риск спорной моды в духе «я себе тимберлейка заказала».
Как услуга работает: заведя аккаунт на упомянутом ресурсе, посетитель сайта может выбрать из списка знаменитых имен своих секс-символов. Компьютер обработает запрос и выдаст анкеты мужчин-доноров, имеющих внешнее сходство со звездами (степень похожести варьируется от 50 до 100%). В списке найдутся такие известные имена, как Элайджа Вуд, Вин Дизель, Том Хэнкс, Дэвид Бекхэм, Колин Фаррелл, Джастин Тимберлейк.
Параллельно идет бойкая торговля таким «товаром», как «фото ребенка» ($21) или голосовое интервью донора ($30). Скорее всего, эта новая тенденция − не больше чем маркетинговый ход: в конце концов, все люди относятся к разным типажам, и звезды тоже. А насколько этот экзотический маркетинг устроит потенциальных родителей с этической точки зрения − увидим.
2) Роскошные детские праздники больше не популярны
Какое-то время было очень популярно превращать дни рождения малышей в демонстрацию возможностей родительского кошелька: детские «катания» на вертолетах, почасовая аренда мини-зоопарка, заказ дизайнерских приглашений и студийная запись музыкального диска. Детский праздник превращался в тематическую светскую вечеринку для родителей стоимостью в десятки тысяч долларов. Дошло до того, что на таких днях рождения стало не обязательно дарить подарки. Эта мода быстро разлетелась по миру, но во времена мирового экономического кризиса стала выглядеть неуместно. К тому же родители поняли, что детский праздник − это в первую очередь сладости, шарики, подарки и игры.
Если у ребенка проявляется заостренный интерес к чему-то, драматичное или запрещающее поведение взрослых способно сделать этот интерес по-настоящему навязчивым и болезненным.
Но индустрия все равно не сдается: агентства по организации праздников изо всех сил пытаются сохранить уходящую дорогостоящую моду на шикарные «утренники». Они изобретают необычные тематические вечеринки − и активно их пропагандируют. К примеру, совсем недавно австралийское агентство по организации праздников Vonevents на волне шума вокруг стиля героинь «Секса в большом городе» предложило новый «продукт» для девочек − дневную спа-вечеринку. Компанию девочек на бело-розовом лимузине отвозят на целый день в специальный детский спа-салон. Каждой юной леди выдают розовый халат и шапочку для волос. В «пакет» праздника входит лавандовая ванночка для ног с лепестками розы, маски для лица с какао и огурцами, полировка ногтей, маникюр, педикюр, укладка волос, макияж, коктейль с клубникой. Директор агентства Шивонн Мэттьюс признается: «Конечно, это не всерьез спа-уход. Юным барышням хочется примерить на себя гламурную роль модели. Это интерактивный и веселый праздник с играми и развлечениями». Лимузин − да, есть в комплекте, гламур − тоже, но теперь только игровой. И все это уже гораздо скромнее, чем вертолетная прогулка плюс аренда зоопарка. Видимо, компромисс найден.
3) Папа – активный родитель
Активный родитель − в данном контексте понятие, которое используют для обозначения того, кто меняет подгузники, встает по ночам к ребенку, водит его к врачам и вообще занимается ведением хозяйства, пока второй родитель зарабатывает деньги на жизнь. Сейчас мама и папа часто стали меняться ролями: из редких прецедентов история с папиным «ведущим родительством» превращается в социальную норму. Причина смены ориентиров банальна: в текущей экономической ситуации работает тот, кто избежал кризисного увольнения − и порой этим человеком в семье оказывается именно женщина. Неизвестно, как новая тенденция скажется на распределении половых ролей в семье. Важно вот что: впервые за долгое время папы так активно вовлекаются в воспитание детей − и получают шанс на глубокий эмоциональный контакт с ними.
Впервые за долгое время папы так активно вовлекаются в воспитание детей − и получают шанс на глубокий эмоциональный контакт с ними.
4) Грудное вскармливание: время − деньги
Это не мода, а самонаблюдения родительского сообщества, в частности блогосферы. Какое-то время назад длительное грудное вскармливание считалось необходимым условием для хорошего развития малыша, да и для здоровья самой мамы в частности. Сейчас речь идет о гораздо более сжатых сроках: многие женщины выбирают полгода грудного вскармливания как вариант, компромиссный для себя и уважительный по отношению к малышу. Причины тенденции, скорее всего, связаны с изменениями на рынке труда.
5) Геликоптер-пэрентинг почти в прошлом
«Helicopter parenting» − родительское движение, суть которого в чрезвычайно ранней заботе о том, где ребенок будет учиться и работать в далеком будущем. Часто геликоптер-пэрентинг называют тюрьмой родительской любви, описывают как фанатичное стремление предопределить социальный успех малыша. Ведь ребенок, в младенчестве зачисленный в университет на выбранную родителями специальность, должен с младых ногтей соответствовать честолюбию родителей. Но ведь он имеет право выбрать, где и на кого ему учиться и работать лет через двадцать. Итак, родители, одержимые социальным успехом ребенка, теперь не в моде.
6) Воспитание вундеркиндов больше не актуально
Энтузиазм родительского сообщества по поводу активного раннего развития детей, всевозможных развивающих приспособлений и младенческих преподавателей во всем мире резко спал. Общество постепенно возвращается к убеждению, что ребенка можно всерьез обучать только тогда, когда он созрел для этого эмоционально, интеллектуально и физически. Встречная тенденция, касающаяся обучения, − домашние классы. Возможно, причины все набирающего популярность обучения – в отсутствии стресса от «казенного заведения».
7) Ведение и чтение родительских блогов
Популярнейший во всем мире интернет-блог о звездных родителях celebritybabyblog.com, созданный в начале 2000-х Даниель Фридлэнд, выкупила в 2008 году у FM Publishing компания People.com, имеющая прямое отношение к журналу People. Неважно, коммерческий у вас блог или семейный родительский дневник в социальной сети. Сегодня это модное глобальное средство для обмена опытом.
Современное общество вернулось к убеждению, что ребенка можно всерьез обучать только тогда, когда он созрел для этого эмоционально, интеллектуально и физически.
8) Естественная гигиена ребенка (Elimination Communication) − переоцененная практика?
Суть EC в том, что ребенок не носит одноразовые подгузники, а родители узнают о его потребности сходить в туалет по рефлекторным движениям тела , мимике и речевым знакам. На сегодняшний момент, конечно, родительскому сообществу сложно встроить такую практику в свою реальную жизнь: современные мамы и папы все же более активны и не готовы к публичным конфузам. Но уже отчетливо видна тенденция к компромиссным решениям.
9) Запрет на запрет
Новая мода в процессе воспитания малышей − «разрешать». То есть, к примеру, не делать трагедию, если ребенок полез в лужу, случайно увидел порнофильм, взял в руки родительское спиртное или выругался матом. Тенденция шокирующая, но ее защитники говорят: давайте быть реалистами, малыш делает то же, что и родители, он черпает навыки поведения в своей семье и ближайшем окружении. Подавайте хороший пример − и ребенок будет копировать хорошее.
Тенденция небеспочвенна и по другой причине. В психоанализе есть парадигма о том, что невроз − это остановленная потребность. Если у ребенка проявляется заостренный интерес к чему-то, драматичное или запрещающее поведение взрослых способно сделать этот интерес по-настоящему навязчивым и болезненным.
Новая мода в воспитании малышей – не делать трагедию из того, что ребенок полез в лужу, случайно увидел порнофильм, или выругался матом. Ее защитники говорят: ребенок копирует родителей. просто Подавайте хороший пример.
10) Назад в будущее: возврат к традиционным ценностям
Тенденция состоит из двух моментов: гражданские браки с детьми вдруг потеряли остромодность и флер свободы. Модно теперь, когда дети рождаются после «штампа в паспорте» и свадьбы. Видимо, родительское сообщество так инстинктивно защищает своих малышей от опасностей кризисного периода.
А старомодное правило «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи» вернулось в моду, так же как и официальный брак. Десять лет назад хайтековые коляски за 1000 долларов считались прихотями богачей. Сегодня эти приспособления воспринимаются как семейная реликвия, настраивающая на рождение младших детей и создание прочной семьи.
Третье направление тенденции − стремление дать детям всестороннее религиозное образование, независимо от личной веры или атеизма самих родителей. Происходит это, возможно, потому что родители нуждаются в образно-философских инструментах для обсуждения ключевых ценностей и воспитания гуманности у малышей. Ведь мода приходит и уходит, а такие вечные ценности, как доброта, любовь и ответственность, остаются.