Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Три раза ку… и малиновый чупа-чупс: учим детей финансовой грамотности

Ко Дню защиты детей подготовили пять правил бережного отношения к глаголам повелительного наклонения и — деньгам

6 июня 2024
Учим детей финансовой грамотности
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Они осваивают это слово сразу после слов «мама» и «папа». Они произносят его, когда им скучно, голодно, любопытно, грустно или весело. Куууупиииии!!!! Для ребенка это больше, чем просто глагол. Это боевой клич, прощупывание родительских границ и попытка расширить свои права до небывалых размеров. Вместе с компанией «Ингосстрах» рассказываем о пяти стратегиях финансовой грамотности.

1. Составляйте вишлисты и приучайте к этому детей

Детское «купи» чаще всего возникает спонтанно. Вспомните себя, когда во время эмоционального напряжения занимаетесь шопинг-терапией. Для ребенка в каком-то смысле вся жизнь — это эмоциональное напряжение: ведь их психика еще не до конца сформирована. И если взрослого спонтанная покупка может греть хотя бы некоторое (но все равно непродолжительное) время, то на ребенка она действует как скачок глюкозы в крови после поедания сладкого. Минутная радость — а потом эмоциональное падение, и снова хочется шоколадку, снова — купи, купи, купи.

Чтобы избегать эмоциональных качелей, старайтесь избегать спонтанных покупок. Учите ребенка «взращивать мечту». Например, если в доме только и разговоров, что о новом наборе лего, можно включить его в вишлист и приурочить покупку к дню рождения или другому празднику. Кстати, вполне возможно, что к часу икс желание ребенка сменится на другое, и необходимость в лего отпадет вовсе. Постоянство — не самая сильная детская черта.

2. Заведите правило «одной покупки»

С ребенком за покупками
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Ходить вместе с ребенком за покупками — тот еще квест. В идеале маленьких детей вообще лучше не брать в супермаркет. Если же деваться некуда, и корзинка с покупками начинает лихорадочно наполняться слаймами и чупа-чупсами, можно завести правило «одной безделушки». Это значит, что в каждый совместный поход в магазин вы покупаете ребенку не более одного символического предмета. Это может быть шоколадка, леденец, журнал или что-то в этом роде. А еще можно поставить фильтр на цену такого подарка и предлагать ребенку самому находить то, что уложится в 100, например, рублей. Эта задача не подходит для самых маленьких, зато отлично тренирует навык счета у младших школьников или «подготовишек».

3. Учите ребенка копить

Учите ребенка копить
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Для этого, конечно, сначала надо научиться делать это самим. Самый простой способ ежемесячно откладывать небольшую сумму — это освоить правило четырех конвертов. Суть в том, чтобы каждый месяц вычитать из зарплаты сумму на обязательные расходы (кредиты, квартплата, учеба и т. д.), а всё остальное делить на четыре части — четыре недели жизни. В каждую из таких частей должны входить расходы на питание, отдых и развлечения. Все, что осталось сверх, копится.

Так как у ребенка нет своих заработков, ему можно предлагать несложную работу по дому за символическую плату. А если вы работаете из дома, даже сделать сына или дочь своим «ассистентом» и давать простые поручения. В зависимости от возраста ребенка это может быть все что угодно — от просьбы помыть чашку из-под кофе до расшифровки интервью. Выписывая ребенку «зарплату», объясните, что деньги можно просто потратить, а можно ими распорядиться. Например, положить всю сумму в копилку. Или разделить ее на две части, и одну отправить в керамическую свинку, а вторую потратить на хочу-не-могу.

4. Объясняйте, что такое страхование

Непредвиденные расходы бывают вызваны спонтанным желанием порадовать себя (мы говорили об этом выше), а могут быть обусловлены внезапно возникшими проблемами. Чтобы не тратить на их решение слишком много средств, оформляется страховка. Сотрудники «Ингосстраха» объясняют, как работает этот механизм, с помощью интервью. Сначала вопрос задается ребенку, а потом взрослые направляют магическое детское мышление в нужное русло.

Детские ответы на взрослые вопросы — это отдельная копилка мудрости. Понять, как это выглядит, можно, посмотрев видеоролик с детьми сотрудников компании, которые рассказали, что для них значит страхование. Не будем спойлерить, но один ответ для затравки все-таки приведем. «Что такое ОСАГО?» — спрашивает интервьюер. «ОСАГО, — отвечает девочка, — это овощи и фрукты». — «А буква Г что означает?» — уточняет взрослый. — «Все очень просто. Г — это гусь». Действительно, очень просто.

Рассказывать о страховании детям лучше на простых примерах. Как страховка может помочь, если тебя укусил клещ? А если ты вывихнул ногу на тренировке? В линейке продуктов «Ингосстраха» есть решения для этих и многих других детских проблем, в том числе страховка от несчастных случаев в лагерях, детских садах или на занятиях спортом.

5. Рассказывайте о своей работе

Три раза ку… и малиновый чупа-чупс: учим детей финансовой грамотности
Источник:

Shutterstock/Fotodom.ru

Если спросить малыша детсадовского возраста, чем занимается его мама или папа, ответ будет из серии «сидит за компьютером». Но даже когда ребенок подрастает, понимание того, а что же конкретно делают его родители в этом самом компьютере, приходит не всегда. Чтобы оно появилось, о работе нужно рассказывать, а еще лучше — показывать ее. Достаточно один раз привести маленького ребенка к себе на работу, и вы сразу вырастете в его глазах как профессионал. В социально ответственных компаниях для таких встреч даже выделяют особое время.

В «Ингосстрахе», например, есть специальные дни открытых дверей, когда сотрудники могут приводить на работу детей и устраивать им экскурсии. Еще одна полезная инициатива организации — Family Day (с англ. — «День семьи»). Он проходит в формате онлайн-игры на тему страхования. В этот день юные участники проходят сказку-игру, дети постарше принимают участие в квизе, а более взрослые проходят увлекательный квест. После таких дней вопросы, а что же все-таки такое страхование, отпадают даже у самых маленьких. К тому же это помогает повысить уровень доверия между детьми и взрослыми и дарит хорошее настроение. Как сказал один из маленьких участников видеоролика: «Я хотел бы застраховаться от плохих чувств».

А со всем остальным справится «Ингосстрах».

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения