Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Учеба в школе по триместрам, модулям и четвертям: чем отличается и что лучше

Объясняют учителя

22 августа 2025
«Папины дочки. Новые» | parents.ru

«Папины дочки. Новые»

Учебный год в школе можно организовать по-разному: по четвертям, триместрам или модулям. Каждый из этих подходов имеет свои особенности и влияет на учебный процесс, распределение нагрузки и восприятие материала. Вместе с экспертами разбираемся, в чем отличия.

Образование

Учитель начальных классов, председатель методического объединения

Образование

Заместитель директора сети билингвальных детских садов и школ Discovery

Раньше учебный год был традиционным и предсказуемым — все дети в школе учились по четвертям. Теперь же родители, записывая ребенка в первый класс или готовясь к новому учебному году, задаются вопросом: а по какой системе будет учиться наш класс? Четверти или модули? Почему у знакомых из другой школы каникулы уже начались, а у нас еще нет?

Этот вопрос — не просто любопытство. От графика учебы зависит график отпусков у многих родителей, а также работоспособность и эмоциональное состояние ребенка.

Учителя начальных классов ежедневно на практике видят плюсы и минусы этих трех систем обучения. Разберем, чем принципиально отличаются четверти, триместры и модули, и почему многие школы массово возвращаются к классической системе.

Триместр, модуль или четверть: в чем разница

Главное различие всех трех систем обучения в структуре учебного года и распределении каникул.

Учеба по четвертям

Четверти — это классическая форма организации учебного года, широко используемая в российских школах, в том числе в Москве. Учебный год делится на четыре равные части — четверти, обычно по 9-10 недель каждая, после которых проводятся контрольные работы и выставляются четвертные оценки.

Такой формат позволяет равномерно распределить учебную нагрузку и систематически контролировать прогресс учащихся. Один из важных плюсов четвертей — календарная стабильность: дети и родители знают четкий график учебы и каникул, что упрощает планирование.

  • Осенние каникулы — всегда в конце октября перед ноябрьскими праздниками.

  • Зимние каникулы приходятся на новогодние праздники.

  • Весенние каникулы в конце марта-начале апреля.

Также среди плюсов стоит отметить привычность графика обучения: эта система знакома многим поколениям родителей и учителей. У графика по четвертям длинное лето, ведь за исключением выпускных классов, сдающих ОГЭ и ЕГЭ, остальные заканчивают учебу в конце мая.

Минусы такой системы обучения: очень длинная третья четверть. Дети учатся с середины января до апреля с перерывом только на февральские и мартовские праздники (если они есть). Лишь у первоклассников в феврале есть дополнительные каникулы.

И, главное, именно в конце зимы и весной из-за нехватки солнца и витаминов у детей не остается сил на учебу. Часто именно на этот период приходится пик заболеваемости и усталости.

Также проблема заключается в том, что в конце каждой четверти дети пишут контрольные, и всего их за год четыре — по каждому предмету. Годовая оценка ставится по результатам четырех четвертей, а так как их четное количество, бывают спорные моменты.

Учеба по триместрам и модулям

Часто модули и триместры путают, но это не одно и то же, хотя по сути — это две грани одной системы обучения. При классическом триместре учебный год делится не на четыре, а на три части. Но один учебный блок получается очень длинный — порядка 10-11 недель. Это даже больше, чем в четверти. Такая система используется редко.

Чаще используются модули, когда каждый триместр делится на две части, в итоге учебный год состоит из шести частей. Выглядит это так: 5 недель обучения + 1 неделя каникул. Каждый учебный модуль может быть посвящен отдельной теме, проекту или комплексной задаче.

Модули — относительно новая система обучения, которая еще недавно была очень распространена по всей России, но сейчас во многих московских школах стали от нее отказываться. В Московской области очень популярна.

Расписание каникул выглядит следующим образом:

  • Первый модуль — сентябрь–октябрь;

  • Второй модуль — ноябрь–декабрь;

  • Третий модуль — январь–февраль;

  • Четвертый модуль — февраль–март;

  • Пятый модуль — апрель–май.

Плюсы: периоды учебы составляют не больше 6 недель, затем неделя отдыха. Из-за этого дети не успевают сильно устать. Так как каникулы бывают чаще, у детей и их родителей ниже уровень стресса.

Более равномерно распределяется нагрузка, и дети реже болеют и уходят на больничные. Короткие периоды учебы снижают риск эпидемий, дети чаще отдыхают и восстанавливаются.

Еще один несомненный плюс — всего три итоговых контрольных работы за год. Для детей это означает, что меньше стресса и зубрежки, для учителей — легче выставлять годовые оценки.

Минусы: «Рваный» ритм. Некоторым детям (и родителям) сложно переключаться между учебой и отдыхом.

Проблема занятости родителей. Из-за работы у них нет возможности присматривать за ребенком на каникулах, а столько отпусков в течение года не дают.

У модульной системы обучения короче летние каникулы. Чаще всего они начинаются не 24–31 мая, как при учебе по четвертям, а 1–6 июня.

Учеба по гибридной системе

Существует еще одна система —гибридная. При ней оценки выставляются по триместрам, каникулы распределяются по четвертям. Это своего рода попытка взять лучшее из двух систем, но на практике она иногда создает новую породу вопросов от родителей.

Как это работает:

  • Первый триместр — с начала сентября до середины ноября. Итоговая оценка выставляется в декабре;

  • Второй триместр — с конца ноября до середины февраля. Итоговая оценка выставляется в марте;

  • Третий триместр — с конца февраля до конца мая. Итоговая оценка выставляется в мае.

Плюсы: каникулы объявляются строго по графику четвертей. Это решает главную организационную проблему модулей — несовпадение с графиком работы родителей и других учреждений.

Аттестация (то есть выставление промежуточных оценок в журнал) проводится не по четвертям, а по триместрам, что также удобнее для учителей.

В чем смысл такого компромисса? Для школы и учителя считается, что триместр — более объективный и продолжительный период для оценивания, чем короткая четверть. За 2,5-3 месяца ученик может успеть проявить себя, исправить плохую оценку, показать стабильный результат.

Оценка за триместр менее «случайна» и более усреднена. Для родителей сохраняется удобный и привычный график каникул.

Минусы: у ребенка возникает психологический диссонанс. Он отзанимался четверть, получил за нее оценки, ушел на каникулы — но формально этот учебный период для школы еще не завершен (не закрыт триместр). Некоторым детям не хватает этого чувства «законченности» этапа перед отдыхом.

Сложность для учителя. Педагогу приходится вести два графика одновременно: работать в структуре четвертей (планирование, каникулы), но при этом подводить итоги и выставлять оценки по триместрам.

Как лучше учиться — по четвертям или триместрам

Какая же система лучше? Однозначного ответа нет. Выбор зависит от ваших приоритетов:

  • Удобство и единый график для семьи;

  • Здоровье и профилактика утомляемости ребенка.

Четверти хорошо подходят для систематического контроля знаний, снижают перегрузки за счет регулярных каникул.

Триместры полезны для углубленного изучения материала, но требуют высокой дисциплины и мотивации учеников.

Модули способствуют развитию навыков проектной деятельности и творческого мышления, но требуют от школы высокой организации и подготовки педагогов.

Важно не столько название системы (четверти, триместры или модули), сколько качество и гибкость ее применения.

Модули особенно востребованы в современных билингвальных школах, где важна междисциплинарность и практическая направленность знаний. Такой подход стимулирует интерес к учебе, развивает навыки самостоятельной работы, критического мышления и гибкости — качеств, крайне сегодня важных для успешного обучения.

Почему в Москве и других городах школы возвращаются к учебе по четвертям?

Причина в балансе между традициями и инновациями. Четверти обеспечивают проверенную временем структуру, удобную для всей системы образования и семьи.

Такой формат легче адаптировать под требования ЕГЭ и других государственных экзаменов, а также под рабочий ритм учителей и родителей. Кроме того, четкая периодичность четвертей помогает ученикам формировать ритм учебы и отдыха, что поддерживает мотивацию и снижает стресс.

Большинство родителей высказалось против модульной системы на опросах и электронных референдумах на платформе «Активный гражданин». Им было неудобно организовывать частые каникулы, особенно если дети посещают кружки и секции, которые работают по общепринятому графику.

Если дети учились в разных школах (например, один на модулях, другой на четвертях), график каникул не совпадал, что создавало огромные организационные сложности для семьи. Возврат к единому графику упрощает организацию городских олимпиад, конкурсов, курсов повышения квалификации для учителей, которые также можно привязать к каникулярному времени.

Важный нюанс — окончательное решение о графике каникул теперь принимает сама школа, руководствуясь Уставом и мнением управляющего совета (в который входят и представители родителей). Поэтому в некоторых школах модульная система осталась.

Главный совет родителям — внимательно изучить Устав и правила внутреннего распорядка школы до поступления ребенка. Там обязательно прописан график и система аттестации.

Не нужно бояться задавать вопросы администрации и классному руководителю, чтобы понимать, по каким правилам будет учиться ваш ребенок.

Пенал с капибарой

Пенал с капибарой
Реклама. ООО "Яндекс"
Комментарии0
под именем