
Толерантность (от латинского tolerantia – терпение, выносливость) означает терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию и национальности. Применительно к маленькому ребенку это подразумевает понимание того, что все люди разные: худые и полные, высокие и не очень, медлительные и стремительные, темнокожие и белокожие, с голубыми и карими глазами, но внешность не влияет на душевные качества человека. В идеале родители должны научить ребенка доброжелательно относиться к окружающим независимо от того, как те выглядят.
Как знакомить ребенка с «другими» народами
Познакомить кроху с представителями разных национальностей проще всего с помощью иллюстрированных энциклопедий для самых маленьких. Там есть изображения одежды разных народов, описание их обычаев и игр. Показывая картинку, рассказывайте, кто где живет, что эти дети едят, как развлекаются. Делайте акцент на том, что хотя все люди отличаются друг от друга, но у них есть общие, объединяющие их интересы и увлечения. Все ребятишки хотят играть, балуются, чего-то боятся; так же как и ваш непоседа, они могут не слушаться родителей, обожать сладкое и т. д. Если вы расскажете о разнообразии окружающего мира, то ребенок будет знать, что, несмотря на внешние различия, мир един и каждый человек достоин любви и уважения.
Постоянно напоминайте малышу, что он может дружить с любым крохой независимо от его пола, национальности, религии. Это проще сделать, если среди друзей или знакомых есть семьи, придерживающиеся других обычаев. Увидев, что ваш малыш проявляет агрессию по отношению к непохожему на него ребенку, обязательно выясните причину такого отношения. Возможно, национальные и прочие вопросы здесь ни при чем, а дело в чисто человеческих качествах. В этом случае постарайтесь объяснить, что такое поведение – особенность конкретного малыша, недостаток воспитания, а от национальности и религии подобное не зависит.
Как учить ребенка состраданию к «особым» людям
По мере взросления крохи ненавязчиво говорите ему, что среди нас есть люди с физическими недостатками. Придумайте вместе с ним сказку «Жила-была девочка или мальчик, непохожая на других». По ходу развития сюжета просите малыша помочь выдуманному вами персонажу справиться с трудностями. Нарисуйте вместе книжку «Как помочь ребенку, который плохо видит (слышит, бегает, разговаривает)». Не упускайте случай тактично напомнить о том, что дети с физическими недостатками тоже хотят играть, общаться, веселиться, только относиться к ним надо с особой бережностью и осторожностью.
Расскажите малышу о людях, которые, несмотря на физические недостатки, многого добились и прославились. Это Мигель Сервантес, Людвиг ван Бетховен, спортсмены-паралимпийцы, слепой пианист Рэй Чарльз.
Не будет лишним также обратить внимание ребенка на то, что воспитанные люди не кричат о недостатках других: «Мама, посмотри, какая толстая тетя!», «Какой смешной лысый дядя!» и т. д. Конечно, иногда малыша могут поразить и внешность другого человека, и его необычный или вызывающий наряд, и смешная прическа и т. д. В таком случае дайте понять крохе, что не считаете подобное красивым, но у каждого человека свое понимание красоты и надо уважать его право отличаться от окружающих. В подобных разговорах следует обращать внимание на характер человека, его внутреннюю красоту, его достижения и т. д. А заодно намекните, что дразнить и обзывать кого бы то ни было недопустимо, ведь завтра могут посмеяться уже над самим «дразнилкой». Наверняка это будет ему неприятно.
Если у ребенка есть физический недостаток, помогайте ему преодолевать трудности, связанные с этим. Чтобы кроха нашел общий язык с другими детьми, организовывайте совместные игры, приглашайте в гости малышей. Постоянно говорите, что вместе они смогут добиться успеха в любом деле.