Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

В Госдуму внесли законопроект о совместном воспитании ребенка после развода

Чем это грозит, объясняет юрист

5 августа 2025
Фильм «Опекунство» | parents.ru

Фильм «Опекунство»

В Госдуму депутаты из фракций ЛДПР, СРЗП и КПРФ внесли законопроект о совместной опеке родителей над детьми после развода. Простыми словами, разведенные родители по-прежнему обладают одинаковыми правами в отношении ребенка и могут в равной степени участвовать в его воспитании.

Предполагается, что этот законопроект станет отдельной статьей в Семейном кодексе РФ и поможет определиться с опекой над ребенком после развода. Если мать и отец ребенка не смогут мирно договориться о том, у кого он будет проживать, а кто будет изредка навещать ребенка по графику, суд будет принимать решение о совместном воспитании.

Текст законопроекта предусматривает, что в данном случае ребенок будет жить по очереди у каждого из родителей, а окончательное решение будет за судом с учетом пожеланий родителей и ребенка старше 10 лет.

Совместное воспитание ребенка после развода будет недоступно при следующих случаях:

  • один из родителей ограничен в правах или лишен их;

  • у одного из родителей нет постоянной регистрации;

  • один из родителей проживает за границей;

  • у одного из родителей нестандартный график работы (вахтовый, длительные командировки);

  • ребенку требуется особый уход в связи с хроническим заболеванием;

  • родители живут слишком далеко друг от друга;

  • у одного из родителей ненадлежащие условия для проживания ребенка.

По сути, если закон вступит в силу, он будет либо стимулировать родителей либо к поиску компромисса, чтобы суд не принял решение за них, либо к ограничению родительских прав второй стороны. Как это изменит порядок развода пар с детьми, объясняет юрист.

Юрист

Адвокат, практика семейного и наследственного права коллегии адвокатов «Вердиктъ», сфера деятельности — правовая поддержка семьи

Законопроект поможет только тем, кто готов воспитывать ребенка

Законопроект предполагает введение нового института — совместного воспитания, согласно которому суд может установить график для проживания ребенка будет и с отцом, и с матерью. По замыслу авторов, это должно обеспечить равное участие обоих родителей в воспитании ребенка и снизить число неполных семей.

Идея законопроекта может быть полезна для тех родителей, кто действительно хочет принимать участие в жизни ребенка, но сталкивается с равнодушной позицией второго родителя: «Как суд решит — так и будет».

Сейчас суд определяет место жительства ребенка с одним из родителей, а второму устанавливает порядок общения. На практике этот порядок может быть крайне ограниченным — например, несколько часов в будние дни, пара выходных в месяц и часть каникул.

Законопроект в таком случае предлагает инструмент, позволяющий выйти за рамки минимального контакта и закрепить более полноценное участие обоих родителей.

Однако для ситуаций, где один из родителей сознательно препятствует участию второго — не передает ребенка, игнорирует договоренности, нарушает графики — новый режим вряд ли что-то изменит.

Даже если суд установит совместное воспитание, отсутствие механизмов реального исполнения сведет усилия к очередным исполнительным производствам. Проблема в том, что сам по себе судебный акт не гарантирует его соблюдение, а дополнительных инструментов законопроект не предлагает.

Кроме того, заявленная цель законопроекта — снижение числа неполных семей — выглядит малореалистичной.

  • Во-первых, закон прямо предусматривает, что если один из родителей подал ходатайство об отказе от совместного воспитания, суд не вправе его назначить. Причем в тексте не указано, что такое ходатайство должно быть обоснованным — по тексту законопроекта формального отказа будет достаточно. Таким образом, законопроект фактически дает родителю право без объяснений отказаться от полноценного участия в жизни собственного ребенка.

  • Во-вторых, закон исключает возможность совместного воспитания, если один из родителей по неуважительным причинам больше шести месяцев не проживает с ребенком и уклоняется от его воспитания и содержания. Но именно такая ситуация — дистанция, отстраненность, отсутствие регулярного участия — и есть та самая типовая история неполной семьи, с которой законопроект, по идее, должен был бороться.

    Это реальность многих семей после развода, где один из родителей постепенно исчезает из жизни ребенка. Вместо того чтобы создавать стимулы для возвращения такого родителя в процесс воспитания, законопроект просто закрывает для него возможность участия в совместной опеке.

Таким образом, законопроект может быть полезным инструментом в отдельных случаях, когда оба родителя заинтересованы в воспитании ребенка. Но в конфликтных и типичных для практики ситуациях — когда один родитель исключен или исключает другого — он не дает ни новых решений, ни стимулов для включенности.

А вы что думаете про новшество?

  • 50.0%
    Поддерживаю
  • 50.0%
    Это не поможет — если второй родитель не хочет заниматься ребенком, он и не будет
Комментарии0
под именем