
В 2024 году введение нового школьного предмета «Семьеведение» взбудоражило многих родителей. Учебник был написан депутатом по правам семьи, детей и женщин Ниной Останиной и психологом-родологом Ксением Мосуновой. И, конечно, многие зацепились за тот факт, что соавтор учебного пособия увлекается лженаукой родологией.
Мне захотелось изучить учебник по «Семьеведению» и удалось раздобыть первую часть для 5-7 классов. Это свежее издание, вышедшее в 2025 году. Как я ни искала в учебнике что-то неадекватное, практически не нашла, но есть несколько неточных формулировок и нестыковок.
В целом, пособие совмещает в себе сразу несколько предметов: обществознание (которое как раз убрали в средних классах), психология и конфликтология, окружающий мир. Делимся самыми яркими цитатами из учебника. Для удобства они разделены на группы.
О том, что такое семья
В учебном пособии особый акцент делает на том, что семья создается ради продолжения рода. Рождение детей приносит многим людям радость.
«В каждой семье воспитываются дети. <…> А что же такое брак? Брак во многом лежит в основе семьи, но эти два понятия не являются тождественными».
«Понятно, что объединить двух людей в столь тесный союз может только взаимная симпатия, любовь. Но главная цель брака — рождение и воспитание детей — тех, кто продолжит род любящих друг друга людей».
«Более 100 лет назад более типичной была большая семья, в которой, помимо супругов и их детей, вместе проживали и родители одного из супругов (обычно мужа), взрослые неженатые братья и сестры».
«В настоящее время, вступая в брак, люди руководствуются не столько социальными причинами, сколько симпатией друг к другу и желанием быть вместе. Это нисколько не противоречит традиционной для всех эпох ценности: стремлению продолжить род, иметь детей, позаботиться о воспитании молодого поколения».
«Многие объединения людей, от спортивных команд до рок-групп, стремятся быть похожими на семью. Фраза „Мы как семья“ не случайна. Но воссоздать настоящие семейные отношения, где все являются родственниками, сложно. Семью не скопировать, ведь это не только общие тарелки на полке или жизнь под одной крышей. Это прежде всего чувства между родственниками: любящая мама, строгий, но справедливый папа, неугомонные братья и сестры, а также заботливые бабушки и дедушки».
О функциях семьи
Огромный раздел посвящен функциям, которые выполняет семья — от репродуктивной до поддержки и взаимовыручки. Также описано, что такое семья как общественный институт, какую роль в ней выполняют дети, какие обязанности по дому они могут взять на себя, помогая родителям.
Есть здесь и формулировки «неполная семья», «бездетная семья», «социально неблагополучная семья», но прописать их, никого не обидев, довольно проблематично.
«Одна из полезных задач семьи для общества — воспитать детей достойными гражданами своей страны. Государство также является социальным институтом и отвечает за безопасность и порядок в обществе».
«К сожалению, не все семьи могут иметь детей. Причины этому могут быть различны: состояние здоровья, отсутствие материальных возможностей, однако важно помнить, что родительство, помимо реализации потребности давать новую жизнь, приносит многим людям радость».
«Именно в семье происходит первичная социализация ребенка. Отметим, что неблагополучными семьями чаще всего называют те семьи, которые не обеспечивают ребенку процесс социализации».
«Неблагополучные семьи (конфликтные, проблемные и кризисные), а также неполные семьи (в которых родитель только один) могут испытывать серьезные психологические трудности. Они связаны с неспособностью удовлетворить все базовые потребности членов семьи, особенно детей, а также разрешить возникающие внутрисемейные конфликты».
О семейных традициях и ценностях
В этом разделе основной акцент делается на то, что раньше семьи были большие и жили в доме несколькими поколениями. В них передавались традиции, которые потомки бережно хранили. Сейчас все изменилось.
Также описывается на наглядных примерах, что такое семейные ценности и семейные традиции. Эти вопросы есть в учебнике «Окружающий мир» в начальных классах и ставят многих учеников и родителей в тупик.
«Передача ценностей происходит через примеры старших. Если семья ценит образование, это станет частью воспитания: подчеркивается важность знаний. Если ценится честность, ты поймешь, как это качество помогает в жизни».
«На протяжении всей истории человечества семья играет важную роль в жизни общества и человека. В традициях российской семьи иметь большое количество детей. Ты когда-нибудь задумывался, как живут многодетные семьи? Есть мнение, что в таких семьях детям не хватает внимания и они лишены возможности раскрыть свой потенциал. Но это совсем не так!»
«Многодетные семьи часто хранят не только свою родословную, но и свои традиции и принципы, которые передаются детям и внукам. Это наследие не измерить материальными благами, но оно делает их сильнее и увереннее в себе».
«Папа — это тот, на кого мы смотрим и с кого берем пример. Мы видим, как он поступает в разных ситуациях, и учимся у него быть честными, смелыми и ответственными. Папа учит нас, как важно держать слово, уважать других и помогать, когда кто-то в этом нуждается».
«Мама помогает нам понять, что можно, а чего нельзя. Она объясняет правила, которые помогают нам чувствовать себя увереннее и легче общаться с другими людьми».
«Иногда кажется, что родители живут в своем взрослом мире, где все слишком серьезно и скучно. Но на самом деле родители тоже были детьми и понимают, что тебе нравится».
О бабушках и дедушках
Бабушки и дедушки в пособии представлены в буквальном смысле оплотом здравомыслия. Если бы так было в каждой семье, не было бы всех этих безумных семейных историй…
«Одна из самых важных черт бабушек и дедушек — это терпение. В отличие от нас, они не спешат и всегда готовы выслушать тебя до конца. Они умеют не торопить события и спокойно реагировать на то, что происходит вокруг».
«Бабушки и дедушки — настоящие мастера бесконфликтного общения. Они часто умеют сглаживать острые углы и уводить разговор от неприятных тем. Например, если в семье разгорается спор, бабушка может предложить всем сесть за стол, попить чай и обсудить что-то приятное».
«Помни, что бабушки и дедушки выросли в другое время и иногда могут не понимать современные технологии или твои увлечения. Постарайся объяснять им все спокойно и терпеливо, если они задают вопросы или не сразу понимают, как работает твой телефон или компьютер».
О доме, быте и уюте
В этом разделе рассказано о том, какие дома строили разные народы России, как обустраивали быт. Даются практические советы, как школьник может улучшить свою комнату. И, конечно, есть глава о финансовой грамотности. Правда, автомобиль и квартиру почему-то отнесли к природным ресурсам.
«Есть немало семей в России, которые живут в деревнях и селах. Они также заботятся о своих домах. Правда, труда в сельской местности больше: нужно ухаживать за домашними животными (коровами, курами и пр.), зимой убирать самостоятельно снег, поддерживать строения в безопасном состоянии. Эти расходы ложатся на бюджет семей. Но чистая экологическая обстановка, просторы полей и дары лесов привлекают людей. Они любят маленькие деревеньки или большие села. Многие, уехав в город на учебу, возвращаются обратно и строят новые дома, создают новые семьи, сохраняют традиции».
«К основным ресурсам домашнего хозяйства относятся недвижимость, земля, природные ресурсы в личной собственности, например, квартира, дачный участок и автомобиль».
«Почему так важно, чтобы каждый помогал по дому? Представь, если бы один человек всегда выполнял всю работу — убирался, готовил, следил за порядком, — это было бы для него слишком тяжело. Но когда обязанности распределяются на всех, остается время на отдых и общение, и поддерживать чистоту становится проще».
О бюджете семьи
12-летних детей учат распределять бюджет семьи и грамотно тратить карманные деньги.
«Существует расчет: минимальный размер резервов денежных средств должен составлять сумму доходов семьи за 3-6 месяцев. Самый простой способ создания подушки финансовой безопасности заключается в том, чтобы откладывать ан потом определенную долю своих доход. Но просто ли это сделать?»
«Пренебрежение правилами приводит к тому, что денег в семье не хватает. Отсутствие финансовой дисциплины приводит к росту долгов, а это очень опасно».
«Вспомним Буратино. Общение с котом Базилио и лисой Алисой привело его в Страну Дураков и к потере пяти золотых сольдо. Наше окружение влияет на нас. Поэтому лучше подбирать такой круг общения, где можно использовать положительный опыт в области финансов».
О конфликтах
Раздел посвящен психологии и конфликтологии. Ребенка учат сглаживать углы, лучше понимать родителей. Замечательно то, что подростку объясняют, из-за чего родители могут повышать голос и сердиться. Правда, глава очень короткая и вряд ли научит школьника распознавать, насколько собеседник адекватен, и с кем не стоит идти на компромиссы.
«Родители контролируют твою учебу не только потому, что беспокоятся о твоем будущем, но и потому, что обязаны обеспечить тебе получение образования. Эта обязанность возложена на них законом нашей страны».
«Конфликты в семье не нужно создавать специально, но и бояться их тоже не стоит — конфликты важно научиться мирно решать, договариваясь друг с другом».
«Научись выявлять истинные причины любого конфликта. Например, если бабушка ворчит на тебя из-за того, что ты сидишь в смартфоне, — это не потому, что ей не нравится твой гаджет, а потому, что она, возможно, хочет провести время с тобой, ей нужно общение и твое внимание».
«Компромисс — это не проигрыш, а умение увидеть потребности другой стороны и помочь человеку получить то, что тот хочет, но не в ущерб себе».
О семейном праве
Эта глава самая большая и, похоже, перекочевала в «Семьеведение» из обществознания. Здесь школьникам рассказывают, что такое «брак», какие пособия выплачивают семьям с детьми, что такое семейная ипотека и даже объясняют, что такое наследство, завещание, брачный контракт и алименты.
«Вступление в брак — это очень серьезный шаг и для мужчины, и для женщины. Прежде всего, брак дает возможность приобрести надежного спутника жизни, на которого можно положиться в любой ситуации. Заключая брак, мужчина и женщина должны быть готовы к выполнению взаимных обязанностей, к появлению детей».
«Всем гражданам России гарантировано право на общедоступное, бесплатное и обязательное образование. Это право в нашей стране — одно из основных прав человека. Пользуясь этим правом, ты можешь на протяжении всей жизни приобретать необходимые знания, умения, развиваться как личность».
«В нашей стране особое внимание уделяется мерам государственной поддержки многодетных семей. Размер и набор мер в разных регионах России может различаться. Чем больше детей воспитывается в семье, тем выше размер выплат, льгот и компенсаций».
«В силу различных обстоятельств дети могут лишиться родителей. <…> Основным учреждением, где живут дети без родителей, является детский дом. Это не самая лучшая форма устройства детей, оставшихся без родителей, тем не менее во многих случаях именно детский дом спасает ребенка от многих житейских неурядиц».
«Супруги имеют равные права в решении вопросов жизни семьи, а когда появляются маленькие дети, то прежде всего — вопросов воспитания и образования детей. Даже если у мужа и жены разные взгляды на ведение хозяйства, планирование бюджета или процессы воспитания, супругам необходимо находить общее решение и следовать ему в своих последующих действиях».
«В соответствии с Конституцией РФ, „трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях“. Безусловно, закон обязывает детей проявлять заботу о своих родителях. Однако это должно быть проявлением доброй воли, естественным продолжением чувства любви, преданности и благодарности».