
«…В тот год мы провели во Франции все лето и почти всю осень. Дети ходили во французскую школу, куда можно отдавать детей, когда им еще нет трех лет. Дети учились, играли с друзьями, посещали разные кружки и мероприятия. Мы все больше включались во французскую систему образования – и я стала находить в ней все больше плюсов».
«…Когда мы вернулись в Москву, Марусю было не узнать: милая, послушная, добрая девочка с сильным, но веселым и легким характером. Теперь Марусе семь, учителя ее обожают, родственники (в том числе французские!) души не чают. Мы не можем нарадоваться: отличница, спортсменка, да еще к тому же и юмористка (я уже третью тетрадку исписала ее перлами). Так что на русской почве французские методы дали прекрасный эффект. Какие же они?»
«…Сами французы, кстати, считают, что сегодня никакой устоявшейся системы у них нет. Многие опрошенные мной учителя, психологи, социологи и родители в один голос утверждали: французская система образования и воспитания находится в поиске».
«…Важнейшую роль в воспитании нескольких поколений французов сыграла Франсуаза Дольто. Говорить с ребенком – главное, учила родителей Дольто. Выросло целое «поколение Дольто». Она постоянно повторяла: «У детей есть только права, у родителей – только обязанности»... Но в 1970–1980 годы маятник качнулся в другую сторону. Все встало c ног на голову».
«…Если ребенок никогда не испытывает разочарования и никто ни в чем ему не отказывает, он превращается в ребенка-короля, в ребенка-тирана».
«…Что бы ни происходило во Франции: революции, кризисы, стихийные бедствия, – в ней всегда останутся нерушимые традиции: семейный ужин в канун Рождества и букетик ландышей на Первое мая (они все из теплицы, а не из леса!), аперитив и любовь к еде, пирог с сюрпризом в день Богоявления и кольцо с бриллиантом в день помолвки».
Как делать это по-французски?
- Начать с младенчества. Например, кормить грудничка по часам, а не по требованию. Тогда первое представление о правилах он впитает буквально с молоком матери.
- Установить четкие правила для основных сфер жизни: обедать, ужинать, ложиться спать ребенок должен строго в одно и то же время; сначала делать уроки, а потом играть и т. д.
- Родителям договориться между собой: если у мамы в семье детям разрешали съесть кусочек пирожного за полчаса до ужина, а у папы сладкое позволялось только по выходным, придется найти компромисс.
- Позволять небольшие отступления от правил. Французские правила жизни хороши тем, что из них всегда есть исключения.
- Не насаждать правила «огнем и мечом», но и не отступать при малейшем сопротивлении: у ребенка должно сложиться впечатление, что правила – это естественная часть жизни.