Подгузники: комфорт в пределах разумного
Конечно, подгузники – это первое, что приходит на ум. Назвать так их, нынешних, язык не поворачивается по простой причине. Еще в 90-м году родители покупали марлю для самостоятельного изготовления подгузников. Покупали в аптеке. Ровно 10 метров и исключительно по справке. И в этих «самострочных» подгузниках дети и выросли.
Сейчас типов, размеров и вариантов одноразовых подгузников – пропасть! Одни лучше дышат, другие гипоаллергенны, третьи – с гелем, четвертые – с дырочками, пятые – предоставляют малышу какую-то особенную свободу… продолжать можно до бесконечности. Есть даже трусики. Штука, несомненно, удобная. Если вы сделали выбор – счастье перед вами. Если хотите его ценить – купите десять метров марли, и… Когда отзвучит хвалебная ода, у слушателей всегда возникает вопрос: а все ли так прекрасно? Да нет, конечно. Главная опасность, которую таят сверхудобные подгузники, кроется в том, что они сверхудобны не только для нас. Почему?
Зачем мы идем в туалет? Зачем снимаем одежду, прежде чем приступить к делу? Согласитесь, если этого не сделать, то будет просто неприятно. Мокро и холодно. Этот же фактор является весьма важным и в становлении стремления ребенка к горшку. Только вот если на ребенке подгузники, он может и не сработать. Потому что они «сверхудобные, сверхкомфортные, в них сухо и тепло». Какой горшок? Зачем? Получается, что комплекс ощущений, связанный с самим мочеиспусканием, ограничивается лишь информацией от мочеиспускательного канала – писаем… пописали. И больше ничего. И снова сухо и тепло. А потом начинаются вопросы – ребенок не идет на горшок, как приучить?.. К счастью, сейчас дать рекомендации по этому поводу может всякий здравомыслящий педиатр. А годами раньше не было опыта, не было и рекомендаций. И пошла волна «памперсных энурезов». И педиатры встали перед проблемой. Ну не ходит ребенок на горшок, и все! Обследуем, смотрим, советуемся… Все нормально, признаков болезни нет, а штаны мокрые… Главная проблема была как раз в том, что не было никакой патологии. Все работает, но…
И потому решать задачу непросто. Вроде бы, похоже на то, что называют энурезом. По всем формальным признакам. А лечить нечего. Надо формировать навыки. Это непросто. Лечить, наверное, проще. А еще проще – знать и делать все так, чтобы навык формировался вовремя. Объяснить маленькому на первом году жизни: «Захочешь писать – скажи» – никак не получится. В подгузниках говорить в принципе не о чем. Нет возможности сформировать «цепочку познания»: захотел – пописал – мокро. Потому что она формируется ступенчато. Первая ступень: пописал – мокро. Мокро – значит пописал. А перед этим хотел. И, наконец, захотел – пописал – мокро. То есть если захотел, то надо пописать, чтобы не было мокро. Все. Мотивация сформирована. Дальше – горшок. И изначально лучше общаться с ним. Именно общаться. Ребенок – существо настороженное. И доверять себя неизвестно какому сооружению просто так и с радостью сам не будет. Радость надо создать. И не обязательно цветомузыкой, как в некоторых продвинутых моделях. Просто должно быть тепло и удобно. И еще – без маминого крика или папиного рыка: «Где горшок?!! Сколько надо тебе говорить?!!» Столько, сколько надо. И обязательно – с любовью и терпением. А еще – если вы не найдете для этого сил вовремя, потом их уйдет неизмеримо больше… Так что подгузники – вещь удобная, но при пользовании ими главное – вовремя и правильно от них отказаться.
Вечно занятые родители – примета нашего времени! Так вот, необходимый для продвижения вперед уровень общения могут дать малышу только близкие люди. И если появление няни в семье неизбежно, полностью перекладывать на нее заботу о ребенке не стоит. И максимум времени с малышом должны проводить родные. И папа не должен смотреть на диване футбол с ребенком на руках. И бабушка – смотреть с тем же ребенком на руках сериалы.
Детское питание: от новых технологий – к вечным истинам
Многие сознательные папы еще помнят, как вставали рано-рано утром, чтобы успеть перед работой выстоять очередь и получить из окошка заветные бутылочки с молоком и кефиром, заткнутые ваткой, и творожки, в более продвинутые времена – уже в коробочках. А сейчас посмотрите на баночку с уже готовой детской едой: «Разработано Институтом питания…». Если не нашим, так заморским. И сразу встанут перед глазами и бессонные ночи ученых, в которые рождается то, что именуется «новыми технологиями». И вот в любом супермаркете нас ждут пачки молока, банки со смесью и йогурты для маленьких…
Правда, технологическая продвинутость чуть было не свела на нет привычку кормить детей грудью. Почему?
Новые технологии изготовления молочных смесей так далеко ушли вперед, что в заветной жестяной банке чудом оказалось не только сбалансированное молоко, но и полный объем витаминов и минералов, и специальные вещества, способствующие становлению иммунитета, – пребиотики, и много чего другого. Разрыв между грудным молоком и смесью «из банки» стал стремительно сокращаться. И так же стремительно возник вопрос: а зачем же кормить грудью? Но здравый смысл взял верх и на этот раз. Заменить мамино молоко – все равно что создать искусственный интеллект: идея из области хоть и научной, но тем не менее фантастики.
Посмотрите на баночку с готовой детской едой: «Разработано Институтом питания». Не нашим, так заморским. Вот он, продукт новых технологий!
Пеленание: курс – свобода!
Это движение началось с отменой популярного раньше постулата: «Новорожденный ни ходить не может, ни сидеть, ни стоять – никаких движений». Передвигаться ему и правда некуда. Но вот двигаться нужно. Уже давно доказано, что развитие не может идти «само собой». Оно должно обязательно подпитываться информацией. Информация приходит к нам через системы, ее улавливающие, – например, температурной и тактильной чувствительности, а еще через органы зрения, слуха. Мы чувствуем не только то, что имеется снаружи, но и себя тоже. Изнутри. Всякое движение, производимое нами, несет информацию о себе. Через мышцы, которые напрягаются, сухожилия, которые натягиваются, суставы, которые работают. И такого рода информация осуществляет «обратную связь» «командующего» – головного мозга – с «исполнителями» – мышцами, связками, суставами… Поток такой информации стимулирует развитие мозга. А потому, если таких сведений нет или их недостаточно, развитие идет не так, как надо. Страдает и качество его, и темпы. Называется это «сенсорной депривацией». Практика тугого пеленания младенцев весьма и весьма способствовала ее появлению. Насколько? Достаточно вспомнить, КАК детей пеленали. Так туго, что их можно было поставить! О какой свободе движений и о каком движении вообще можно было думать? Сейчас, со «сменой представлений», в обиход вошли кофточки, штанишки для самых маленьких. И движения их ничто не сковывает. Равно как и возможности развития.
Почему педиатры-неврологи так не любят компьютеры и все, что с ними связано? Главное в игре – имитация реальной ситуации из детской или взрослой жизни. И не только ситуации, но и себя в ней. Когда малыш везет машинку по полу, он в какой-то степени идентифицирует себя с ней. Несколько позже – с водителем. Он гудит, изображая мотор, потом начинает крутить руль, разговаривать за водителя, объявлять остановки своего автобуса. И при этом получает массу информации, сопровождающей его действия. Он чувствует движение машинки, температуру поверхности игрушки и фактуру материала. В движении он получает полный объем необходимых сведений! Так и получается, что Ее Величество Игра – это окно в мир. И оно должно быть прозрачным.
Что мы имеем в случае компьютерной игры? Ребенок тоже получает моделирующую ситуацию. Только созданную не им. Готовую. Поток информации, связанной с игрой, ограничен – составляют его лишь зрительные и слуховые ощущения. Двигательной активности – никакой. А эмоциональная нагрузка большая! И формируется неувязка между эмоциональной и чувствительной составляющими. Поэтому нельзя замещать компьютерными развивающими играми такие простые и такие сложные «обычные» игры ребенка.
Дисбактериоз: а болезнь – это вообще что?
В поисках ответа на этот вечный, казалось бы, вопрос научная мысль рубежа веков вдруг пошла в неожиданном доселе направлении: все ли из того, что мы считаем болезнью, таковой и является? Далеко не все, как оказалось. И яркий тому пример – дисбактериоз. Вокруг него все последние годы не утихали споры. Что это такое? Болезнь или состояние? Нужно ли его лечить? Мнения расходились до крайности – от «лечить немедленно» до «раз это состояние, значит, само пройдет».
Конечно, поскольку дисбактериоз вызывает изменения в состоянии ребенка, его нужно лечить. Только вот как и чем? И будет ли это лечение или, скорее, коррекция? Раньше в ходу была радикальная тактика: антибиотиком «выжигали» все, как нормальные, так и нежелательные бактерии в кишечнике, после чего приходилось «заселять» его заново. Конечно, дело это непростое и долгое, да и «заселять» кишечник искусственными микробами легко только на бумаге. Поэтому не прекращались разработки биопрепаратов – на замену антибиотикам. К примеру, есть такие микробы, как бактериофаги. Это что-то вроде вирусов, поражающих бактерии. И сейчас достаточно выяснить, присутствие какой из бактерий нежелательно, и собрать ту «армию», которая может навести порядок.
Так, разделив для себя понятия «болезнь» и «состояние», мы дали жизнь новому поколению препаратов – «лекарствам-нелекарствам», позволяющим «навести порядок», например, в кишечнике ребенка самым что ни на есть природным способом.
Ученая мысль рубежа веков разделила два понятия: болезнь и состояние. И на свет появились новые препараты – «лекарства-нелекарства», которые помогают решить проблему природным способом.
Гомеопатия: на повестке дня – способ лечения
Эволюция наших докторско-родительских взглядов – пример развития по спирали. На нынешнем витке мы вновь стали ценить не только «эффективность лечения». Для нас сейчас важно, какой ценой она достигнута. За последние годы в мире медикаментов произошли большие перемены. Все меньше и меньше у них побочных эффектов. Тем не менее самым серьезным прорывом в этом направлении стало… да-да, появление известных не одну тысячу лет гомеопатических средств.
Все чаще сейчас родители спрашивают врачей: «А можно обойтись совсем без лекарств?» Доктора в ответ удивляются: «Чем дольше работаешь, тем чаще задаешься тем же вопросом». Цена лечения вновь на повестке дня!
Осмотр гомеопата – дело очень непростое, подбор препарата – работа кропотливая, ведь он отмечает такие вещи, которые в обычной практике считаются как минимум второстепенными. К примеру, какого цвета глаза, волосы, кожа – смуглая или светлая... Кроме того, те, кто сталкивался с этой практикой, помнят, что прописанные горошки или капельки надо принимать строго по времени и строго по счету. А еще – квалифицированных гомеопатов всегда не хватало. Поэтому применялись эти средства не так часто… А ведь главное в них – минимальность дозировки! И вот в последнее время появились такого рода препараты «для всех сразу». Спектр их очень широк – и «от кашля», и «от простуды», и для улучшения пищеварения… Они быстро вошли в нашу жизнь, ведь прописывать их могут врачи-педиатры, и не имеющие специального гомеопатического образования. И тем самым гомеопатия со всеми своими преимуществами стала для нас доступнее. И наши дети получили возможность пользоваться «мудростью веков» с минимальными побочными эффектами.
И, наконец, к вопросу о популярной сегодня идее «раннего развития». Как заниматься с малышом, чтобы не форсировать ход событий?
Во-первых, занятия должны ему нравиться. Потому, что малышам свойственен интерес к познанию нового. Если заменить этот интерес требованием, первого не станет. К тому же в этом возрасте у детей легко возникает стереотип отторжения, в данном случае на всякое познавательное занятие со взрослыми. А он в состоянии испортить дальнейший образовательный процесс, ведь на одних тычках в этом деле далеко не уедешь.
Во-вторых, способности к концентрации внимания на предмете занятия у ребенка невелики и опять-таки зависят от степени привлекательности. Заинтересованный малыш с правильно предложенной ему пирамидкой может возиться минут пятнадцать. В рамках «обязаловки» время концентрации внимания будет много меньше, а если «перегнуть палку» и исчерпать лимит его терпения сразу, все занятие закончится за одну-две минуты.