5 признаков хорошего учителя

Как найти грамотного, профессионального преподавателя, который не только будет давать знания, но и станет авторитетным наставником, который приумножит тягу к знаниям?

Для своих детей мы всегда стараемся выбирать лучшее, в том числе и учебное заведение, где они будут получать знания. Однако многие в погоне за «элитной» школой могут обречь чадо на эмоциональный дискомфорт, ведь качество образования зависит не столько от места обучения, сколько от учителя. 

Возраст имеет значение?

Часто родители уверены в том, что грамотный и профессиональный учитель обязательно убелен сединами, выпустил не одно поколение выпускников и в школе работает много лет. Однако такой подход ошибочен – ведь немало молодых, «горящих» своим делом педагогов сейчас работают в системе образования. И они так же, как и их более опытные коллеги, могут заинтересовать учеников, научить учиться, привить им тягу к знаниям, и не только по своему предмету.  

Если же вы уверены в том, что после 60 лет учитель отстал от современного мира и не способен дать актуальные знания, то знайте, что это – такой же миф. Есть много преподавателей, которые в своем «почтенном» возрасте демонстрируют активность, легко усваивают новую информацию и с радостью передают ее детям. Решающую роль здесь играет вовсе не возраст педагога, а его личность. 

Если ребенок учится в общеобразовательной школе, то педагога для него вряд ли удастся выбрать заранее. Это как рулетка – повезет-не повезет. А если ребенка планируют отдать в частное учебное заведение, то возможно познакомиться с потенциальным классным руководителем заранее.
Грамоты и награды

Еще одной ошибкой родителей при выборе преподавателя является их погоня за титулованным специалистом. С одной стороны, хорошо, если учитель демонстрирует активность, участвует в конкурсах профмастерства. Однако сейчас эти мероприятия зачастую проводятся на потоке и рассчитаны больше на зрителей, чем на адекватную оценку профессионализма. Разве вам не все равно, хорошо ли поет учитель математики? Это ведь никак на процесс обучения не влияет. Как правило, те педагоги, которые постоянно участвуют в подобных мероприятиях, не имеют ни возможности хорошо готовиться к своим ежедневным занятиям, ни времени на то, чтобы узнать особенности своих учеников.

То же самое относится и к ученым в области педагогики – часто кандидаты или доктора наук хорошо разбираются в теории, но их реальный опыт общения с детьми и обучения чрезвычайно мал.

Знакомство с профи

Хороший вариант для родителей, которые хотят понять потенциал учителя, – посещение нескольких его уроков, при этом желательно прийти не на открытую форму занятий, а на рядовой урок. Здесь важно обратить внимание на три фактора – по ним определяется уровень компетенций учителя. 

Так, настоящий мастер своего дела основывает занятия на трех «слонах»: 

1. Наличие наглядных пособий. Известно, что большинство людей лучше усваивают информацию, если она подкреплена визуальным сопровождением. Педагог с хорошим опытом работы не пренебрегает раздаточным материалом, наглядными пособиями и презентациями. Они позволяют лучше запоминать информацию на занятии. 

2. Эмоциональный фон во время занятий. Задача правильного преподавателя – раскрывать способности учеников, проявлять их инициативу, формировать творческий подход к обучению через различные проекты. При этом необходимо сочетать как групповые, так и индивидуальные формы работы. 

3. Атмосфера в классе. У хорошего педагога во время урока обычно отсутствует «железная дисциплина», однако при этом нет и намека на хаос. Все ученики вовлечены в учебный процесс и активны, заинтересованы в получении новых знаний.  Они не боятся высказать свое мнение, потому что уверены, что преподаватель отнесется к нему с уважением, а в случае ошибки придет на помощь. Благодаря этому комплексу они лучше усваивают пройденный материал и демонстрируют глубокие знания по предмету.  

Критерии мастерства

У каждого из нас был любимый учитель – в школе или в вузе. Это тот человек, которого мы вспоминаем с особенно теплым чувством. Почему оно возникает? Тут может быть дело как  в личной симпатии, так и в целом комплексе черт педагога. Рассмотрим главные из них. 

1. Умение пробудить интерес к своему предмету

Только тот, кто искренне любит свое дело, свой предмет, может передать эту любовь детям. У таких учителей «горят» глаза, они не читают лекцию, а увлекательно рассказывают, раскрывая тему примерами и аналогиями из жизни. При этом у них на занятиях часто используются разнообразные формы и методики  – от конкурсов до постановок и мини-спектаклей. При этом есть и поощрения в виде символических призов – наклеек, календариков, и др. Поэтому неудивительно, что школьники усиленно готовятся по данному предмету, стараются не пропускать занятий, ведь каждое из них – словно маленький праздник. 

2. Создание комфортной атмосферы на уроке

Настоящие профессионалы знают, как правильно мотивировать своих учеников. При этом они не выделяют любимчиков. Это легко объясняется тем, что такие педагоги могут легко найти подход как к отличнику, так и к тому, кто пока что не демонстрирует больших знаний по предмету, и помогают каждому хорошо усвоить пройденный материал. 

3. Выстраивание доверительных отношений с учениками

Иногда детям не с кем поделиться наболевшим, какими-то проблемами или переживаниями. Тут учитель мог бы помочь. В связи с этим важнейшими качествами для работы в школе являются способность слушать и слышать, тактично высказывать свое мнение, умение поставить себя, быть авторитетным, но не диктатором.

Поэтому на перемене у такого преподавателя – целый «хвост» из детей, которые стараются подойти к нему, поговорить с ним, рассказать что-то или спросить. Особенно это относится к учителям начальной школы. 

4. Постоянное стремление к развитию

Тому, кто передает знания, необходимо самому постоянно открывать что-то новое, повышать квалификацию и мастерство и быть просто интересным человеком, который многое знает вне своего предмета. Потому что дети часто задают весьма неожиданные вопросы, даже и по теме занятий, и надо быть готовым ответить на них. При этом важно, чтобы в погоне за новинками в образовательном процессе учитель не потерял желания применять их на практике.

5. Чувство ответственности

Высококлассный педагог хорошо знает, что во время урока он несет ответственность не только за переданные знания и учебный процесс. Его задача – задавать высокий уровень, которому должны соответствовать все – и его ученики, и он сам. Он контролирует выполнение заданий в классе, а также домашнюю работу. Его слово – закон: если пообещал контрольную или семинар, то надо выполнять. Поэтому учащиеся делают задания до конца, а педагог их всегда проверяет. Это дает детям возможность более глубокого погружения в предмет и усвоения материала. И конечно, тренирует дисциплинированность.

право выбора
На встречу с будущим педагогом важно взять ребенка с собой. Пусть он также побудет и на ознакомительном занятии вместе с вами. По окончании необходимо узнать мнение школьника о преподавателе. 
Дети прекрасно ощущают, как к ним относятся, поэтому если учитель не нашел с ними общего языка сразу, то это скажется и на стремлении их к обучению. Мотивировать искусственно в этом случае – дело сложное и неблагодарное. 
Если же контакт сложился сразу, то и учебный процесс будет протекать для школьника благоприятно и в эмоционально комфортных для него условиях. В связи с этим обязательно следует прислушаться к мнению ребенка – оно здесь решающее.  Совпали ли ваши ожидания в отношении педагога с реальным состоянием дел, вы узнаете это по тому, с какой радостью ваше чадо идет в школу и как тянется к новым знаниям.
интересное в сети
‡агрузка...