5 причин пойти с ребенком в библиотеку

Этот вид досуга становится все менее популярным. Современные библиотеки, несмотря на все изменения и цифровые форматы, во многом остались прежними: там есть и книжные стеллажи, и строгие библиотекари, и таблички «Не шуметь!». Но смысла в том, чтобы записаться и ходить туда с ребенком, сейчас даже больше, чем раньше.

«Книги сейчас доступны любые – и в магазинах, и в интернете, да и, кроме чтения, у детей много интересных занятий. Так что библиотеки в современном мире не очень нужны». Таково обобщенное мнение родителей, отчасти справедливое. Возможностей у детей получить новые знания или впечатления нынче действительно больше по сравнению с детскими годами их родителей, тем более бабушек. Но посещение библиотеки – это ведь не только выбор книг. Это мероприятие, достаточно сложное по своему воздействию на общее состояние, настроение, познавательные функции и даже отдельные качества личности. Так что отказываться от него по причине «книг и так много» не стоит. Посещение библиотеки может быть хорошей привычкой, семейной традицией. Очень полезной – хотя и без немедленного эффекта. Это точно так же, как, например, традиция семейных встреч – обедов, праздников, на которые собирается несколько поколений. В них ведь тоже необходимости сейчас, по сути, нет. Общаться можно по телефону, скайпу неограниченно. Но за большим семейным столом, кроме перемен блюд и разговоров, происходят очень важные вещи. Создается внутреннее чувство общности, собственной принадлежности к семейной группе и повышается самоценность. Делаются своего рода эмоциональные прививки, повышающие сопротивляемость негативным воздействиям окружающего мира. Библиотека – мероприятие такого же рода. Основная функция сейчас не так значительна, но причин, чтобы уделять этому время и внимание, достаточно. 

Причина 1: Получить дополнительный заряд эмоций

«Мы были недавно в библиотеке – в садике приглашения раздавали, и оказалось, что там сейчас все совсем по-другому. Интерактивные игры, фильм очень веселый показывали. В общем, никакой скуки и однообразия. Ребенку понравилось». Марина, мама шестилетней Софии, даже не представляет, на какие хитрости идут сотрудники библиотек, чтобы привлечь читателей. Устраивают настоящие шоу – яркие, шумные, активные, чтобы соответствовать ритму жизни современных детей. Именно благодаря этому многие дети узнают о том, что такое библиотеки – ведь если бы не праздник, их бы туда никто не повел. Однако с точки зрения эмоционального развития это скорее минус, а не плюс. Ведь то, что мы называем скукой: однообразие, уединенность, пассивность, – нам тоже необходимо. Эти состояния играют огромную роль в становлении и развитии самосознании. Механизм самосознания – внутренний диалог, а он возможен при максимально сниженной внешней активности. Дошкольники и младшие школьники нуждаются в таком времяпрепровождении – их способность к внутреннему диалогу активно развивается. Библиотека – место, отвечающее этим требованиям абсолютно. Ребенок занят (для родителей это очень важно), но имеет возможность сосредоточиться на своих мыслях и чувствах. Конечно, первое посещение не должно быть затянутым. А потом ребенок сам будет регулировать время. Будет ходить, смотреть и выбирать книги ровно столько, сколько ему нужно для состояния внутренней сосредоточенности.     

Причина 2: пробудить жажду знаний 

«Детей сейчас трудно чем-то заинтересовать, хотя возможностей много. Да, если бы в наше время были все эти развивающие программы, игры, интернет на телефоне… Один щелчок – и вся информация, что нужна, на экране». Бабушка Егора даже между двумя своими внуками – одному семнадцать, второму семь, – видит разницу не в пользу младшего. «Учительница попросила найти стихи о природе, прочитать и выбрать один, который понравится. Ребенок пришел домой и набрал в интернете «стих о природе, который понравится мальчику семи лет».

Да, познавательный интерес, поисковая активность у детей слабеет. Однако это не они стали другими – связь как раз обратная. Любая информация не просто доступна, она опережает интересы. Мы, взрослые, слишком много предлагаем сами, не давая проявиться хоть какой-то заинтересованности. Хотим подстегнуть стремление что либо узнавать, переживая за общее развитие, самым простым путем – просто даем готовую информацию. А для того чтобы интерес сформировался и сохранялся, необходимо состояние некоторой фрустрации – нехватка информации. Тогда будет и поисковая активность, и избирательность. Конечно, это не значит, что надо немедленно отказаться от всех достижений в области современных технологий, тем более что так уже и не получится. Но стоит прививать вкус к ожиданию открытия, предвкушению, самому состоянию «хочу это узнать». Библиотека дает такую возможность. Попробуйте в следующий раз, когда ребенок что-то спросит, не отправлять его к Гуглу. Пообещайте пойти в библиотеку и там все найти и со всем разобраться. 

Когда все вокруг быстро меняется, появляется потребность иметь что-то постоянное или хотя бы имеющее долгую историю. Вещи в каком-то смысле выполняют роль эмоциональных якорей. Библиотека с этой точки зрения – место идеальное.
Причина 3: Развить наблюдательность

«Я брала пятилетнюю дочку несколько раз в читальный зал, когда работала над дипломом. Она сидела рядом, рисовала. Как-то раз говорит: «Я могу тебе сказать, кто что читает. Вон та тетя – грустное, та – про работу, а дядя читает про что-то очень полезное». Я, конечно, не стала проверять  у всех – увидела только, что «полезное» – это «Введение в таймменеджмент». В другой раз Маша говорит: «Надо выбирать отремонтированные книжки – они, наверное, самые интересные». Подумала, что и у меня в детстве был такой ориентир – чтобы уголки были потрепаны. А еще – о том, как же хорошо библиотека развивает интуицию». Маше повезло: для нее тренинг по развитию наблюдательности был организован естественным и одним из самых лучших способов. В библиотеке есть все возможности для развития восприимчивости. Причем в любом возрасте. Там тихо, говорят мало и шепотом, книги стоят в определенном порядке – в общем, вся атмосфера и порядки располагают к тому, чтобы улавливать множество деталей, возможно, незначимых на первый взгляд. В обычной жизни мы привыкли к звукам. Они окружают нас всюду и всегда. Многие из нас даже плохо себя чувствуют, если нет возможности что-то слышать. Находясь дома, мы включаем телевизор, на улице, в транспорте слушаем музыку через наушники. Детей приучаем к тому же. Общая чувствительность к окружающей среде неизменно снижается. Психологи советуют время от времени создавать ситуации полной тишины. А еще – выполнять специальные упражнения. Смотреть телевизор без звука, стараясь понять, о чем говорят в передаче. Посещение библиотеки – тоже своего рода тренинг. И помогает увидеть мир буквально другими глазами.

Причина 4: сКорректировать поведение  

У Саши – синдром недостатка внимания и гиперактивность. Он не сидит на одном месте, постоянно что-то крутит в руках, кричит, бегает. Когда воспитательница в садике сказала, что вся группа пойдет в библиотеку, мама Саши испугалась. Хотела даже не вести в этот день, чтобы никаких проблем не было. Однако вечером Саша был на удивление спокоен, а воспитательница довольна. «Он с большим интересом слушал, что говорят, и вообще вел себя хорошо. После обеда быстро уснул – а ведь иногда весь тихий час капризничает». Проблемы внимания у детей формируются под влиянием особенностей нервной системы и поведения родителей. Часто взрослые, видя, как трудно ребенку сосредоточиться, используют более сильные стимулы. Что-то очень яркое, неожиданное, чтобы уж точно увлекло. В результате ребенку сосредотачиваться самому все труднее – внимание так и остается непроизвольным, зависит только от особенностей объекта. Слушать, выполнять что- либо по инструкции, заниматься одним и тем же делом даже короткое время таким детям бывает  сложно. Они нуждаются не в сильных стимулах, а в том, чтобы управлять своим поведением. Библиотека может стать не просто времяпрепровождением, а настоящей терапией. Ребенок вынужден подчиняться правилам, сдерживать себя, быть собранным. Постепенно он сам начинает испытывать удовольствие от такого состояния.

Причина 5: Привить хорошие качества    

«Мы ходим в библиотеку раз в месяц. Знакомые, когда узнают, удивляются: «Лиза, зачем тебе это? Хочешь, мы вам книги будем отдавать – если денег жалко». Но дело, конечно, не в этом. Мне нравится сама мысль, что книгу, которую я читаю, читал еще кто-то до меня. И кто-то будет читать потом. И что вообще она живет так долго. Конечно, сейчас вроде бы нет причин быть такими бережливыми. Но уверена, что скоро люди будут об этом больше думать. Библиотеки – часть здорового, экологичного образа жизни, культуры. Знаете, когда я в детстве бегала с родителями в парке, мы тоже были там одни. А сейчас – прямо как спартакиада каждое утро. Так что и отношение к библиотекам скоро изменится». Дочка Елизаветы Тоня совсем маленькая и посещает библиотеку в детском рюкзачке на груди у папы. Родители уверены, что осознание ценности книг воспитывается чем раньше, тем лучше. Так же как и бережливость, аккуратность, заботливое отношение ко всему, что создано руками других людей. Сейчас эти качества воспитать трудно – количество вещей огромно, и производители очень заботятся, чтобы все это покупалось во все больших количествах. Тем не менее бережливость, стремление сохранять – качества очень нужные. Не только с точки зрения отношения к вещам – они влияют на общее чувство гармонии с миром. Когда все вокруг так быстро меняется, появляется потребность иметь что-то постоянное или хотя бы имеющее долгую историю. Вещи в каком-то смысле выполняют роль эмоциональных якорей. Библиотека с этой точки зрения – место идеальное. 

интересное в сети