Братья и сестры: а ну-ка повтори!

Малышка следует по пятам за своей старшей сестрой, старательно копируя ее жесты и поступки. Иногда такое поведение выводит ее «кумира» из себя! Как же относиться к этому этапу подражания: поощрять желание младшего ребенка не отставать от старшего или настаивать на индивидуальности каждого?

Поначалу вам это казалось забавным – наблюдать, как ваша малышка отказывается от утренней бутылочки с молоком и требует себе чашку с хлопьями и ложку. Так завтракает ее старшая сестра. Вы были приятно поражены, когда услышали, как она без единой ошибки протараторила алфавит, который сестра начала учить в школе. Но, в конце концов, что тут удивительного? Она ведь буквально следует по пятам за своей сестрой. Разумеется, она делает быстрые успехи в том, на освоение чего старшая потратила гораздо больше времени. Догнать сестру, быть во всем похожей на нее – главная цель малышки, и она очень старается. Поэтому нет ничего странного, что она преуспевает в этом.

Часто, когда у вас в семье несколько детей одного пола, вы предлагаете им одни и те же игры и занятия и одеваете их почти одинаково. В конце концов, они становятся похожи друг на друга как две капли воды! И потом, когда младший гораздо быстрее становится самостоятельным – ест и одевается без вашей помощи, это значительно облегчает вам жизнь.

Модель для подражания

До некоторых пор ваша малышка подражала только маме и папе. Но теперь она поняла, что ее старшая сестра – куда более подходящая модель для подражания. Они проводят вместе много времени, и это еще больше их сближает. Младшая ни в чем не желает отставать от старшей, ее интересуют все занятия и увлечения «взрослой» сестры. «Когда Алиса делает несколько танцевальных движений, примеряя новую юбочку, можно быть уверенной, что через несколько секунд Полина их повторит», − смеется мама девочек. Период подражания важен для развития ребенка, но только в том случае, если он не слишком затягивается. Чтобы научиться чему-то новому, ребенку нужны образцы, но также важно, чтобы он проявил свою индивидуальность. Будьте готовы к тому, что младший быстро усвоит не только новые умения, но и плохие привычки вслед за старшим. Причем подхватит их с точностью до мелочей. «Никита всегда обожал зеленую фасольНо стоило Антону однажды вечером за столом отодвинуть от себя тарелку, как он заявил, что больше ее не любит. И переубедить его никак невозможно, − жалуется мама мальчиков. – Он все повторяет за братом – и лучшее, и худшее».

Время для соревнования

Ваш младший не всегда будет маленьким. В какой-то момент он поймет, что можно обойтись и без модели для подражания. Он уже так много умеет и знает, у него появились собственные интересы и пристрастия. Малыш все чаще чувствует, что его брат отнимает у него любовь родителей, и уже не взирает на него с бесконечным обожанием. Теперь его очередь, он хочет быть таким же, как старший брат, но только лучше, чтобы завоевать первое место в вашем сердце! Вот когда начинаются настоящие сложности. Конечно, малыш может что-то быстро перенять у старшего. Но есть виды деятельности, которые будут для него по-настоящему сложными, например самому читать книжку в кровати перед сном. Планка слишком высока, и ребенок начинает злиться. Что до вашего старшего, если раньше он гордился тем, что его ставят в пример, и отлично себя чувствовал в роли обожаемого брата, образца для подражания, то теперь он пытается избавиться от этого клона, который во всем его копирует. Его раздражает, что младший повторяет все, что он говорит, забирает его конструктор «Лего», чтобы построить такую же башню, просит купить ему такие же игрушки, рассказать такую же сказку… Более того, он с негодованием замечает, что вы не против этого подражания или, по крайней мере, оно вызывает у вас интерес. И в довершение всего, если происходит ссора, он всегда оказывается виноватым: «Ты уже большой, ты должен показывать хороший пример». Вдруг оказывается, что быть старшим – совсем не весело. Наоборот, маленький брат, который и так уже занял много места в вашей жизни, продолжает отвоевывать все больше пространства. Идиллии конец, дети постоянно кричат, ссорятся, ревнуют. Эта парочка сводит вас с ума!

Говорите:
  • «Твоя сестра хорошо рисует. И ты тоже. Покажи мне, что ты можешь нарисовать сама».
  • «Ты не обязана играть со своей сестрой, если не хочешь. Просто вежливо скажи ей об этом».
  • «Расскажи мне, какие игрушки тебе нравятся и с какими ты сейчас хочешь поиграть».
Внимание, внимание!

Чересчур усердствуя в подражании брату или сестре, младший недостаточно проявляет собственную индивидуальность и рискует пропустить некоторые важные этапы развития. Чем больше мы ценим различия детей, тем больше даем возможность младшему обрести уверенность в себе и перестать идентифицировать себя со старшим. У каждого ребенка есть своя индивидуальность, свои сильные стороны, и их необходимо поощрять. Чем меньше у детей разница в возрасте, тем более это важно: следует поддерживать у каждого ребенка чувство уникальности его мировосприятия, манеры поведения, способностей. Позвольте детям выбирать себе занятия по вкусу, даже если вам было бы удобнее водить их в одни и те же студии и секции. Подчеркните, что у старшего есть некоторые преимущества по сравнению с младшим, например разрешайте ему по вечерам дольше читать и не гасить в комнате свет. Проводите какое-то время с каждым ребенком по отдельности. У них должна быть возможность говорить со своими родителями, утверждаться перед ними без влияния, порой слишком навязчивого, брата или сестры. Предлагайте детям разные виды деятельности: пока старший смотрит телевизор в гостиной, младший может рисовать на кухне. Конечно, совсем избежать споров не удастся, но все же ваши старания не пройдут даром.

Никогда не говорите:
  • «Перестань рисовать то же, что и твоя сестра. Зачем ты ее копируешь?»
  • «Позволь сестренке поиграть с тобой. Она еще маленькая, будь с ней терпеливой».
  • «Ты еще слишком маленькая, чтобы забираться на эту горку, как твоя сестра».
интересное в сети