Для чего детям нужны супергерои

Супергерои – не просто смельчаки и силачи, и их приключения – не просто подвиги. Дети любят их не только за красоту, выдающиеся личные качества и мировую славу. Главное в супергероях – их волшебная сила.

Для маленького ребенка мама и папа и есть самые настоящие супергерои, которые не просто могут все – они управляют всей вселенной! Как известно, представления 3-, 4-летних детей о Боге практически не отличаются от образа родителей и почти всегда амбивалентны, поскольку окрашены не только любовью, но и страхом. Для того чтобы противопоставить что-то всемогуществу родителей и вообще взрослых, ребенок должен стать равным им по силе – хотя бы в своих фантазиях. Идентификация с более сильным – распространенный вид психологической защиты, с помощью которой ребенок преодолевает фрустрацию. И тут образ супергероя, который может делать что угодно и когда угодно, оказывается незаменим. Никто не сможет заставить Человека-Паука доедать овощное пюре и собирать каждый вечер игрушки! Одно движение – и он уже далеко-далеко, спасает кого-то от зла. Трех-, четырехлетнему ребенку, который учится, подражая другим и копируя их поведение, нужно просто сымитировать характерные жесты любимого персонажа, чтобы присвоить себе его сверхспособности. Но полное перевоплощение, конечно, нельзя осуществить без костюма. Развевающийся плащ, интригующая маска, эффектный пояс, перчатки – эти предметы действительно имеют магическую силу, поскольку позволяют ребенку соединить воображаемый мир с реальностью и выпустить своего «внутреннего» бэтмена в реальный мир. А вот каково ему придется в этом мире? Героям наших историй повезло.

Василий и черепашки-ниндзя

Пятилетний Василий – активный и общительный мальчик, очень популярная личность в детском саду, настоящий заводила. Когда пришлось из-за болезни сидеть дома, очень скучал по компании, прямо весь извелся: играть одному скучно, а любимый сериал про черепах-мутантов родители разрешают смотреть по одной серии в день. Компьютер тоже включается максимум на полчаса. Нытье и подкуп ничего не дали, и умный мальчик решил заинтересовать маму сюжетом – доказать ей, что мультик про черепашек-ниндзя «полезен для развития» не меньше, чем ее любимые книжки про Чебурашку. Первый же аргумент сразил маму наповал: «Мам, а Чебурашка-то тоже мутант!» Пока мама приходила в себя, Василий постарался кратко пересказать фабулу сериала. И добился своего! Мама даже согласилась купить фигурки всех главных персонажей – Рафаэля, Донателло, Микеланджело и Леонардо. Правда, в магазин отправилась не сразу, а сначала долго рассказывала про знаменитых художников, имена которых, оказывается, присвоили героические черепахи, и показывала на планшете картины. Некоторые из них Василию понравились. Вдохновленная интересом сына к классической живописи, мама согласилась немного поиграть с Васей в новые фигурки. Василий назначил маму сенсеем, а себе взял роль Микеланджело, но по ходу игры перевоплощался во всех четверых друзей по очереди. И мама была вынуждена признать, что ребенку увлечение странными антропоморфными существами пока во вред не идет. Она и не подозревала, что ее малыш умеет не только артистично изображать эмоции персонажей, но может анализировать характеры и даже прогнозировать, как каждый из героев поведет себя в новых обстоятельствах. Особенно маме понравилась одна игра, которая придумалась спонтанно: находить черты героев мультфильмов у реальных родственников и знакомых. Василий сразу определил, что папа похож на Леонардо: он спокойный, и ему нравится изобретать что-то новое; бабушка иногда ведет себя совсем как обидчивый Раф, а сам Вася такой же веселый, как Микеланджело. Выяснилось, что сын знаком с понятиями «лидер», «агрессия» и даже «сарказм»! Оказывается, эти черепахи не только дерутся и дразнят друг друга… В общем, мнение мамы относительно увлечения сына изменилось. Правда, увеличить «телевизионное время» она не согласилась. Зато сама стала предлагать себя в качестве зрителя спектаклей, которые Василий разыгрывает с набором фигурок, и соавтора в разработке новых сценариев. А Васин папа подумывает о том, чтобы использовать разноцветные черепашьи банданы как вариант «думательных шляп» Эдварда де Боно.

Практически все фантастические фильмы и даже мультфильмы о супергероях включают в себя большое количество сложных спецэффектов и травмирующих психику сцен насилия, поэтому не подходят для дошкольников. Поэтому, даже если родители не считают необходимым полностью отказаться от мультсериалов, время их просмотра должно быть строго лимитировано. Кроме того, взрослые должны находиться рядом с ребенком. Мама Василия проявила завидную твердость, ограничив «телевизионное время», однако, судя по тому, что имена персонажей сериала были ей незнакомы, до описанных событий просто оставляла ребенка наедине с экраном. К сожалению, даже такие чуткие и просвещенные взрослые, как родители Василия, легкомысленно относятся к рекомендации психологов контролировать не только время просмотра, но и содержание потребляемой видеопродукции. В подобной цензуре нет ничего плохого. Мультсериалы о супергероях, аниме и фильмы предназначены для детей значительно более старшего возраста, и, если вы иногда используете телевизор как няню, для этой цели стоит выбрать более безобидный жанр. Что же касается Василия, у них с мамой находится время и на анализ характеров, и на придумывание собственных историй, и на поиск соответствий между вымышленной жизнью на экране и реальностью, а значит, любимый сериал пока действительно не представляет опасности для развития ребенка. Умение соотнести себя с героем мультфильма – очень важный этап в развитии самосознания и мышления ребенка.

Антон и Бэтмен

Антон – высокий, симпатичный мальчик. Ему скоро исполнится шесть лет. В семье его считают застенчивым. Кажется, что в компании Антоша не слишком нуждается и лучше всего он себя чувствует, когда играет один. Любит рисовать, играть в шахматы и другие настольные игры с родителями. Спортом не интересуется. Мультфильмы обожает. После того как вместе с папой – фанатом Тима Бертона – посмотрел цикл про Бэтмена, целую неделю рисовал только персонажей фильма – самого Бэтмена, Женщину-кошку, Джокера и других. А потом две недели придумывал костюм для себя. Немного жутковатый комикс получился, потому что Антон рисовал, как костюм (именно костюм, без лица) сражается с драконами, улетает на Марс и просто тусуется со Спайдерменом и Шляпником из «Алисы». Костюм по ходу усложнения сюжетов видоизменялся. В конце концов от первоначального замысла (это был почти в точности скопированный наряд Бэтмена) сохранилась только основа – черная маска и плащ (правда, плащ стал серебряным). Добавились фрагменты образов других героев: черная шляпа, королевский воротник-стойка, медальон с красным кристаллом, волшебный перстень и синий джедайский меч. Ко дню рождения костюм был собственноручно изготовлен мамой, так как найти такой готовый, разумеется, никто и не пытался. Мальчик выглядел неподражаемо, и все домашние полностью разделяли его восторг. Но когда Антон пожелал выйти в своем наряде во двор, мама затревожилась. У сына и так сложно складывается общение с другими детьми. А вдруг его поднимут на смех, это же такая травма… Однако сделала над собой усилие, несколько глубоких вдохов-выдохов – и согласилась: в конце концов, она рядом и в любой момент будет готова прийти на помощь своему супергерою. Но делать этого не пришлось ни разу, хотя с этого дня и до начала холодов ребенок соглашался гулять исключительно «в костюме». Мама была потрясена уже в первый день. Ее робкий и осторожный мальчик, который до этого предпочитал наблюдать за играми других детей со стороны, легко и активно включился в «войнушку», а потом больше часа вместе с другими мальчиками строил шалаш в парке. На следующий день он сам позвонил в дверь квартиры напротив и позвал гулять девочку, с которой до этого стеснялся даже здороваться. У него наконец-то появились приятели. А когда папа спросил, будет ли мальчик в этом году заниматься в шахматном клубе, сын, сияя, ответил: «Конечно! И еще в школе фехтования!»

Мальчик не просто потребовал купить ему костюм киногероя, а осуществил грандиозный творческий проект. Удивителен творческий метод, «стратегия внедрения», разработанная пятилетним художником. Сначала он в своих рисунках подробно воссоздает мир вдохновивших его вымышленных образов (рисует всех персонажей фильма). Потом копирует костюм персонажа, с которым соотносит себя, как бы создает схему будущего образа. Проводит этот фантом по нескольким сюжетам, в процессе чего он приобретает индивидуальность. Следующие этапы – разработка деталей, выполнение, генеральная репетиция и – премьера.

Что тут скажешь – ребенку повезло, что у папы хороший вкус и он выбрал достойное произведение для семейного просмотра, а мама способна не только соорудить волшебный наряд, но и справиться с собственными страхами. И родителям повезло – у них растет настоящая творческая личность.

Максим и Халк

Максиму 5 лет. Он всегда был подвижным, активным. Уже полтора года занимается карате. Родители рассчитывали, что занятия спортом помогут Максу стать спокойнее, «выплеснуть агрессию». Ребенок с самого начала был от занятий в восторге, но агрессии меньше не стало. Скорее наоборот… Максим отрабатывал приемы не только дома перед зеркалом, но и в детском саду – на других детях. И воспитательница, и тренер, и мамы побитых малышей не раз беседовали с мальчиком и с родителями, но проблема не решалась. Папа Максима – человек строгий, сторонник «мужского воспитания» – обещал принять меры, но, видимо, его суровые методы не срабатывали. Мама водила Макса к неврологу (отклонений не было обнаружено), а бабушка разводила руками в надежде, что «израстется». На лето Максим с мамой поехали отдыхать в Крым, где познакомились с дружелюбной девочкой-подростком Мариной. Она-то и рассказала Максиму историю Халка. Увидев однажды на пляже, как Максим с ужасным воплем бесстрашно бросается на песочные замки, возведенные другими детьми, и не оставляет от них камня на камне, Марина воскликнула: «Макс, да ты просто Халк!» И тут же завопила хором с Максимом. Это стало началом большой дружбы. Дети часами вместе носились вдоль пляжа (мама Макса нарадоваться не могл: шустрое дитятко было под присмотром!), а потом что-то часами рисовали в многочисленных Марининых блокнотах. Вернее, рисовала в основном Марина, а Макс с интересом смотрел и слушал. Потом в их компании появились и другие дети разного возраста: увлеченная мангой и аниме Марина для каждого придумала отдельного персонажа. Вернувшийся с моря загоревший и окрепший Макс пугал грозным рыком «Я – Ха-а-а-лк!» окрестных пенсионерок, по-прежнему лазал по крышам гаражей и висел на деревьях, но драться почти перестал. Воспитательница в саду не узнавала Максима: теперь он время от времени даже «помогал» ей – мирил поссорившихся, придумывал игры и утешал проигравших. «Тебя как подменили!» – вырвалось у нее однажды. «Я раньше не мог сдержаться, – серьезно ответил Максим, – а теперь стараюсь. Я как Халк!»

Слишком суровый стиль воспитания в семье, где ребенка часто и несправедливо наказывают, часто приводит к тому, что психологи называют идентификацией с агрессором. Ребенок может начать воспринимать мир как источник постоянной угрозы и стараться самоутвердиться в любой ситуации, бросая вызов всем вокруг. Угрозы и нотации обычно только усугубляют проблему. В истории с Максимом девочка, явно одаренный педагог «от бога», проявив доброжелательную снисходительность и искренний интерес к младшему товарищу, совершила чудо. Она помогла мальчику спроецировать внутренний конфликт на персонажа комикса и, очевидно, импровизированная арт-терапия оказалась очень эффективной.

интересное в сети