«Дочка не любит нарушение привычного порядка»

Ане, моей дочке, недавно исполнилось 2 года. Меня немного пугает ее приверженность к заведенному порядку. Перед едой, например, мы надеваем ей нагрудник. Вчера он висел не на привычном месте, на стульчике, а сох на батарее. Анюта ищет нагрудник на стульчике – нет! Старшая дочь берет его с батареи и хочет надеть Ане. А она заплакала, отобрала нагрудник у сестры и повесила на стульчик. Затем снимает нагрудник и протягивает мне – мол, надевай. И так во многом. Ей важна знакомая последовательность действий. И она с большим трудом отвыкает от всего. Например, привыкла в теплой куртке гулять и хочет продолжать ее носить, хотя уже снег давно растаял… Такая дотошность у маленького ребенка – это нормально?

Вашей двухлетней дочке очень важно, чтобы мир был постоянен и предсказуем, ничего не должно меняться, все вещи должны быть на своих местах и перемещать их можно только определенным однотипным образом. Ей очень сложно расставаться с вещами, привыкать к чему-то новому.

Чтобы лучше понять и прочувствовать ситуацию вашей дочки, давайте представим в похожей ситуации взрослого человека и его чувства. Предположим, вечером после работы женщина отправляется не к себе домой, а в дом своей подруги, в период её отъезда. У подруги тихо и уютно, и есть всё необходимое, но лежит всё в неизвестных для женщины местах. Все надо искать, а она устала. В итоге, вероятно, она будет напряжена, недовольна и рассержена. Когда взрослый человек устал, его концентрация внимания притупляется, самоконтроль ухудшается, восприятие искажается.

Если она не устала, никуда не торопится, то в подобной ситуации с легкостью сможет адаптироваться: позвонит подруге, спокойно рассмотрит все полочки и найдет нужную вещь. Но дома, где всё понятно и предсказуемо, лучше – ей больше не потребуется тратить время на поиски нужных вещей. Станет спокойно и появится возможность отдохнуть.

У малыша все эти функции слабо развиты и потому проявляется повышенная потребность в постоянстве. Тревога ухудшает способности к адаптации. Если ребенок тревожный, то потребность в ритуалах будет очень высокой.

Что может вызывать тревогу у малыша? Прежде всего, для ребенка важна мама. Если с мамой нарушена эмоциональная связь, то малыш растет с базисным недоверием к миру. В таком случае тревога будет высокой. Ее может вызывать раннее и внезапное отлучение от груди, недостаток тактильного контакта.

Кроме этого, когда ребенок находится в ситуации стресса (переезд, ссоры внутри семьи, повышенные требования от родителей, неудовлетворение потребностей ребенка), то он подвержен страхам и тревогам. В таком случае заведенный порядок успокаивает ребенка, помогает ему справиться.

Итак, Аня помнит, где и какая вещь лежит обычно. Если вещи нет, ей тревожно. Она не умеет находить нужную вещь, если та лежит не на месте. Она привыкает к вещам, и ей очень сложно сменить зимнюю куртку на весеннюю. С чем это связанно?

Зрение. Возможно, у девочки слабое зрение и это мешает ей быстро находить нужные вещи, повышая напряжение и раздражение. Проверьте у окулиста зрение ребенка.

Внимание. Ребенку может быть сложно найти вещь, потому что его внимание неустойчиво. В таком случае глазки «скачут» с одного объекта на другой. Удержание зрительного контроля и последовательное рассмотрение недоступно. В таком случае, покажите ребенку, где может быть её нагрудник, если он мокрый, грязный и т.д. Тренируйте глазки малышки. Учите ребенка удерживать внимание на предмете, медленно перемещая его перед ее глазами.

Страх потери. Девочке может казаться, что ее любимая вещь исчезнет, перестанет принадлежать ей. Часто так бывает в случае, когда ребенок боится разлучаться с мамой. Малышу может казаться, что мама исчезла и больше не вернется никогда. Очень полезно играть в игру «Ку-ку». Мама закрывает ладонями лицо, убирает ручки и говорит «ку-ку». Затем мама прячет лицо за пеленочкой, заходит за угол и выходит вновь. Так же и с любимой вещью играем. И помогаем ребенку понять, что люди и вещи не исчезают, и даже, когда мы их не видим, они, все равно, есть и к нам вернуться. Понимание ситуации даст ребенку спокойствие.

Повышенная тревожность. Окружите девочку вниманием и заботой, обнимайте, гладьте, целуйте малышку и хвалите ее. Придерживайтесь четкого режима дня. Он снимет напряжение и уменьшит тревогу.

Описанный вами спектр проблем может быть вызван стрессовым фактором и временной дезадаптацией, возрастной особенностью развития ребенка. Но иногда это может быть проявлением заболевания (неврологического или психиатрического). Очень важна ранняя и точная диагностика.

интересное в сети
‡агрузка...