Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Формирование элементарных математических представлений или ФЭМП

Формирование элементарных математических представлений – это тема, интересующая многих родителей. Отвечаем на самые популярные вопросы.

13 мая 2016
Формирование элементарных математических представлений или ФЭМП
Ирина Помораева
заслуженный учитель России

Всего на тему ФЭМП Ириной Помораевой, совместно с Верой Позиной, написано 5 книг.

С какого возраста возможно формирование элементарных математических представлений у дошкольников? Возможно ли, например, формирование элементарных математических представлений у детей 2-3 лет?

Речь о формировании первоначальных математических представлений, скорее всего, может идти после того, как ребенку исполнится 3 года. К этому времени у ребенка уже накоплен сенсорный опыт различения предметов, способы практических действий с предметами разной формы, величины, количества, и достаточный словарный запас для их обозначения. Все это позволяет переводить малыша на ступень овладения и понимания более точной математической терминологии. Кроме того, развитие элементарных математических представлений можно рассматривать не только как подготовительный этап к дальнейшему изучению математики, но и как способ обогащения сенсорного опыта и способов практических действий с предметами. Заниматься азами математики можно с детьми и постарше, осуществляя формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет.

Кто может формировать элементарные математические представления у дошкольника? Только ли специалист? Или обычный родитель, прочитав, например, соответствующую книгу тоже сможет?

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников может осуществляться, как специалистами в области дошкольного образования, так и родителями, в семье. Но! Если речь идет о родителях, им, все-таки потребуется некоторое педагогическое образование по этой теме. Знаний, полученных даже из специальной книги, будет недостаточно. Мамам и папам, решившим самостоятельно сформировать у своего ребенка, не посещающего дошкольное развивающее заведение, элементарные математические представления, чтобы получить консультацию, стоит обратиться в детский сад. И есть такие сады, где подобное обучение для родителей предусмотрено.

Достаточно ли подобной подготовки к школе в рамках обычного детского сада?

Вполне. Тем более, сегодня, когда детские сады и школы объединены в единые комплексы. Кстати говоря, в детских садах эта работа ведется и по нашим методическим пособиям, сделанным именно для дошкольных учреждений. Книги эти могут использоваться и в семье, если ребенок, по каким-то причинам, в сад не ходит. Так, существуют разные методики для разного возраста, а не только для самых маленьких. Например, методика формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет. Или методика формирования элементарн6ых математических способностей у детей 5-6 лет.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольника происходит только в игровой форме?

Российские педагоги и психологи стоят на позициях (выработанных еще в СССР), когда обучение всегда немножко опережает развитие ребенка. Для чего? Чтобы малыш сначала что-то новое сделал со взрослым, а затем повторил то же уже самостоятельно. Мы ребенка как бы немножечко подстегиваем, ускоряем. А, поскольку единственный род деятельности понятный дошкольнику, это игра, доступно что-либо новое ему будет только в игровой форме. Сюжетная линия, поставленная в игре проблема, адаптирует сложные математические понятия в доступной форме, дает возможность детям быстро понять, принять и выполнить поставленную задачу. Понять, принять и выполнить – фактически, эти глаголы и определяют навыки учебной деятельности. То есть, решая в игре задачку, ребенок еще и, одновременно, формирует навыки учебной деятельности. А попросту – учится учиться. Ребенок сначала должен услышать, что хочет от него учитель, затем понять, что от него хотят и принять. Ему станет интересно, и он включится в игру-обучение.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников - это необходимость для успешного овладения математикой в школе?

До школы детей с математикой, как с наукой, не знакомят. Этот период называется предматематический - подготовительный. Сравните, какое семечко прорастет: опущенное в подготовленную почву или зарытое в голую землю. Вот такое, может, примитивное, но вполне понятное сравнение детей, получивших подготовку перед первым классом и не получивших ее. Очевидно, что сегодня, при поступлении в школу, к ребенку предъявляются достаточно высокие требования. И программа первого класса строится таким образом, что уже предполагает у него сформированную систему математических представлений. Малыш, например, должен иметь представление о решении задач с различными математическими категориями: величиной, формой, количеством, иметь представление о счете, пространстве и времени. Очень важно еще до школы сформировать у него элементарные математические представления. Конечно, и сегодня в первом классе предусмотрено время для знакомства с элементарными математическими представлениями. Но на это отведено меньше месяца, и очевидно, что ребенок совсем неподготовленный, впервые в школе столкнувшийся с этими понятиями, будет отставать. Тема более на общем фоне подготовленных в детском саду учеников, которые за это время просто закрепят полученные знания.

Формирование элементарных математических представлений для дошкольников включает развитие представления о величине, форме, количестве, счете, пространстве, времени. У старших дошкольников в программе есть и счет в рамках до 10 и до 20-ти, и геометрические фигуры, и ориентировка на листке бумаги и ориентировка в тетради, и временные представления. И все это ребенок должен усвоить еще до школы.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения