Формирование элементарных математических представлений или ФЭМП

Формирование элементарных математических представлений – это тема, интересующая многих родителей. Отвечаем на самые популярные вопросы.
Всего на тему ФЭМП Ириной Помораевой, совместно с Верой Позиной, написано 5 книг.

С какого возраста возможно формирование элементарных математических представлений у дошкольников? Возможно ли, например, формирование элементарных математических представлений у детей 2-3 лет?

Речь о формировании первоначальных математических представлений, скорее всего, может идти после того, как ребенку исполнится 3 года. К этому времени у ребенка уже накоплен сенсорный опыт различения предметов, способы практических действий с предметами разной формы, величины, количества, и достаточный словарный запас для их обозначения. Все это позволяет переводить малыша на ступень овладения и понимания более точной математической терминологии. Кроме того, развитие элементарных математических представлений можно рассматривать не только как подготовительный этап к дальнейшему изучению математики, но и как способ обогащения сенсорного опыта и способов практических действий с предметами. Заниматься азами математики можно с детьми и постарше, осуществляя формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет.

Кто может формировать элементарные математические представления у дошкольника? Только ли специалист? Или обычный родитель, прочитав, например, соответствующую книгу тоже сможет?

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников может осуществляться, как специалистами в области дошкольного образования, так и родителями, в семье. Но! Если речь идет о родителях, им, все-таки потребуется некоторое педагогическое образование по этой теме. Знаний, полученных даже из специальной книги, будет недостаточно. Мамам и папам, решившим самостоятельно сформировать у своего ребенка, не посещающего дошкольное развивающее заведение, элементарные математические представления,  чтобы получить консультацию, стоит обратиться в детский сад. И есть такие сады, где подобное обучение для родителей предусмотрено.

Достаточно ли подобной подготовки к школе в рамках обычного детского сада?

Вполне. Тем более, сегодня, когда детские сады и школы объединены в единые комплексы. Кстати говоря, в детских садах эта работа ведется и по нашим методическим пособиям, сделанным именно для дошкольных учреждений. Книги эти могут использоваться и в семье, если ребенок, по каким-то причинам, в сад не ходит. Так, существуют разные методики для разного возраста, а не только для самых маленьких. Например, методика формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет. Или методика формирования элементарн6ых математических способностей у детей 5-6 лет.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольника происходит только в игровой форме?

Российские педагоги и психологи стоят на позициях (выработанных еще в СССР), когда обучение всегда немножко опережает развитие ребенка. Для чего? Чтобы малыш сначала что-то новое сделал со взрослым, а затем повторил то же уже самостоятельно. Мы ребенка как бы немножечко подстегиваем, ускоряем. А, поскольку единственный род деятельности понятный дошкольнику, это игра, доступно что-либо новое ему будет только в игровой форме. Сюжетная линия, поставленная в игре проблема, адаптирует сложные математические понятия в доступной форме, дает возможность детям быстро понять, принять и выполнить поставленную задачу. Понять, принять и выполнить – фактически, эти глаголы и определяют навыки учебной деятельности. То есть, решая в игре задачку, ребенок еще и, одновременно,  формирует навыки учебной деятельности. А попросту – учится учиться. Ребенок сначала должен услышать, что хочет от него учитель, затем понять, что от него хотят и принять. Ему станет интересно, и он включится в игру-обучение.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников - это необходимость для успешного овладения математикой в школе?

До школы детей с математикой, как с наукой, не знакомят. Этот период называется предматематический - подготовительный. Сравните, какое семечко прорастет: опущенное в подготовленную почву или зарытое в голую землю. Вот такое, может, примитивное, но вполне понятное сравнение детей, получивших подготовку перед первым классом и не получивших ее. Очевидно, что сегодня, при поступлении в школу, к ребенку предъявляются достаточно высокие требования. И программа первого класса строится таким образом, что уже предполагает у него сформированную систему математических представлений. Малыш, например, должен иметь представление о решении задач с различными математическими категориями: величиной, формой, количеством, иметь представление о счете, пространстве и времени. Очень важно еще до школы сформировать у него элементарные математические представления. Конечно, и сегодня в первом классе предусмотрено время для знакомства с элементарными математическими представлениями. Но на это отведено меньше месяца, и очевидно, что ребенок совсем неподготовленный, впервые в школе столкнувшийся с этими понятиями, будет отставать. Тема более на общем фоне подготовленных в детском саду учеников, которые за это время просто закрепят полученные знания.

Формирование элементарных математических представлений для дошкольников включает развитие представления о величине, форме, количестве, счете, пространстве, времени. У старших дошкольников в программе есть и счет в рамках до 10 и до 20-ти, и геометрические фигуры, и ориентировка на листке бумаги и ориентировка в тетради, и временные представления. И все это ребенок должен усвоить еще до школы.
интересное в сети